Дузи, Козрое


Козрое Дузи (1808—1859) — итальянский художник, академик и профессор Императорской Академии художеств. Долгое время работал в Санкт-Петербурге. Современники прозвали Дузи «современным Тинторетто» за его живость изобретательности и быстроту в живописи.

Родился в Венеции. Учился в Венецианской академии изящных искусств (1820—1827). После окончания Академии выставил большое историческое полотно «Смерть Алкивиада». На ежегодной выставке Академии (1829) представил картины «Нимфа Салмакида соблазняющая невинного Гермафродита», «Дева с младенцем и святым Иоанном», и две небольшие картины, изображающие сцены из произведений Гаспаро Гоцци. Позже была представлена картина «Паоло и Франческа да Римини» (1831).

В Венеции участвовал в создании литографий для иллюстраций книг. Из-за дефицита итальянских заказов несколько раз ездил в Мюнхен, где писал портреты местной знати. Написал занавес (1838) для обновлённого Театра Ла Фениче, созданного в 1837 году.

Между 1843 и 1856 годами часто посещал Санкт-Петербург, где стал известен и ценился настолько, что вскоре стал художником при дворе царя Николая I.

Получил звание неклассного художника (1841) за рисунок «Шествие Марии Стюарт на казнь»[2], звание академика Императорской Академии художеств (1842) за картину «Сократ упрекает Алкивиада, застав его в обществе гетер» и звание профессора Академии (1851) за картину «Положение во гроб»[3].

В Российской империи занимался преимущественно религиозною и жанровою живописью, хотя с успехом исполнял также портреты, жанры и пейзажи. Им были исполнены образа для церкви во дворце Великой княгини Марии Николаевны, несколько образов для Исаакиевского собора (в их числе вышеупомянутое «Положение во гроб», замененное потом в соборе мозаичным воспроизведением), плафон Мариинского театра, занавесы для петербургских и московских театров[3].