Дурная ночь


«Дурная ночь» (Mala Noche) — дебютный фильм Гаса Ван Сента по автобиографической повести Уолта Кёртиса, классика американского независимого кино[1].

Фильм рассказывает о гее Уолте, продавце в магазине алкоголя и табака, который влюбляется в Джонни, нелегального иммигранта из Мексики, и стремится оказаться рядом с ним. Джонни же не в восторге от ухаживаний Уолта и старается избегать его компании. Уолт со своей подругой приглашают мексиканца и его приятеля на ужин к себе домой. Но Джонни со своим приятелем Пеппером должны вернуться в свою дешёвую гостиницу, поскольку их сосед остался без ключа. Уолт предлагает Джонни 15 долларов за то, чтобы тот переспал с ним. Джонни отказывается, возвращается в отель, оставляя Пеппера без ключа. Пеппер, которому негде переночевать, возвращается к Уолту. Ночью они вступают в гомосексуальную связь. На протяжении всего фильма Уолт не прекращает попытки соблазнить Джонни, но у него ничего не получается. Отношения между героями не всегда четко определены и несбалансированны по возрасту, языку, расе, сексуальной ориентации и материальному положению.

Уолта Кёртиса играет Тим Стритер. Сам же автор автобиографической повести Уолт Кёртис исполняет в фильме эпизодическую роль.

Гас Ван Сент снял фильм в родном Портленде на собственные деньги, которые скопил за несколько лет работы в рекламном агентстве. Бюджет «Дурной ночи» составил всего 22,5 тысячи долларов. Роли мексиканцев в фильме исполняют американские индейцы. Роль Джонни сыграл школьник из Портленда Даг Куэяте, который просто пришёл на кастинг. Приятеля Джонни в фильме играет Рэй Мондж, которого Гас Ван Сент нашёл в боксёрском клубе Портленда.

Режиссёр охарактеризовал свою первую работу как «Смерть в Венеции», перенесённую в квартал притонов и ночлежек[2]. Картина исполнена в черно-белой гамме с широким диапазоном серых тонов и высокой контрастностью, с отдельными взрывами цвета, снята на 16 мм плёнке. С 2007 года доступна на DVD в престижной серии Criterion Collection[3].

«Дурная ночь» привлекла широкое внимание, когда ей неожиданно присудили премию критиков Лос-Анджелеса в номинации «лучший независимый фильм»[4]. В ограниченный прокат фильм поступил на волне успеха следующей работы Ван Сента, роуд-муви «Аптечный ковбой». Он удостоился высокой оценки Джонатана Розенбаума, который был впечатлён им больше, чем «Аптечным ковбоем»[5]. Рецензенту Time Out дебют портлендского режиссёра напомнил «Более странно, чем в раю» Джима Джармуша, при этом фильм Ван Сента, по его мнению, живее и интереснее[6]. Из российских критиков М. ТрофименковКоммерсантъ») отметил синефильскую лёгкость, с какой в «Дурной ночи» трактован мрачный сюжет из жизни городских низов[7]: