Дусик, Ян


Ян Ладислав Дусик (чеш. Jan Ladislav Dusík, также Душек (чеш. Dušek, нем. Duschek), Дуссек (Dussek); 12 февраля 1760, Часлав, Королевство Богемия — 20 марта 1812, Сен-Жермен-ан-Ле, Франция) — чешский композитор и пианист, крупный представитель чешской музыки второй половины XVIII и начала XIX века; предвозвестник некоторых особенностей музыкального Романтизма.

Семья Дусиков имеет чрезвычайно длинную историю профессиональных музыкантов, начиная, по крайней мере, ещё с деда Яна Ладислава — Яна Йозефа Дусика (с 1712 г.). Прочные музыкальные корни были также у моравской ветви семьи, по крайней мере до 1970-х годов. Мать Яна Ладислава, Вероника Дусикова (урожденная Штебетова), играла на арфе, инструменте, для которого её сын много писал, наряду с фортепиано. Его отец, Ян Йозеф, был также известным органистом и композитором. Ян Ладислав, старший из трёх детей, родился в чешском городе Чаславе, где его отец преподавал и играл на органе. Свои первые уроки музыки он получил от отца, который стал учить Яна фортепиано с пяти и органу с девяти лет. У маленького Яна были также хорошие голосовые данные, он пел в церковном хоре собора Святого Румбольда в Мехелене.

Дусик изучал музыку в гимназии иезуитов в Иглау, где учился у Ладислава Шпинара, директора хора. С 1774 года по 1776 год он учился в гимназии иезуитов в Кутна-Горе, где также служил органистом в иезуитской церкви Святой Варвары. В 1776 году Дусик отправился в новую городскую гимназию в Праге, где о нём отзывались как о ленивом студенте. В 1777 году поступил в университет в Праге, где его обучение продлилось лишь один семестр.

Умер в 1812 году в Сен-Жермен-ан-Ле или в Париже, похоронен под Парижем, точное место захоронения неизвестно.

Дусик — один из первых пианистов-виртуозов, путешествовавших по всей Европе. Он выступал в концертных залах от Лондона до Санкт-Петербурга и Милана, и был знаменит своим техническим мастерством. Во время почти десятилетнего пребывания в Лондоне он сыграл важную роль в расширении диапазона фортепьяно, побудив Джона Бродвуда создать первые шестиоктавные фортепиано.

Однако, ни его стиль игры, ни его состав, не имели никаких заметных долгосрочных последствий. Хотя высказано предположение, что Франц Лист был преемником Дусика в области фортепианной виртуозности. И хотя его музыка продолжала быть популярной в Великобритании XIX века, сейчас она практически неизвестна.