Душкин, Алексей Николаевич


Алексе́й Никола́евич Ду́шкин (24 декабря 1903 [6 января 1904][1], Александровка — 1 октября 1977[2], Москва) — советский архитектор и градостроитель. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950). Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1941, 1946, 1949).

Родился в селе Александровка Харьковской губернии. Мать — Надежда Владимировна Фихтер; по отцовской линии — наполовину немка швейцарского происхождения, наполовину француженка; по линии матери — донская куренная казачка. Отец — Николай Алексеевич Душкин, учёный-почвовед, агроном, потомственный почётный гражданин Вологды. Работал управляющим имений и экономий семей Харитоненко и Кёниг — крупнейших промышленников, меценатов и коллекционеров (в Курской и Харьковской губерниях, в области Войска Донского). Получил вместе со старшими братьями домашнее образование, поступил в Первое реальное училище в Харькове (Московский проспект), где учился до 1919 г.[3]

По настоянию отца поступил в Харьковский мелиоративный институт; в 1923 году перевёлся на второй курс химического факультета Харьковского технологического института[4], где проучился два года (с 1923 по 1925). После смерти отца в 1925 г. резко сменил специальность и перевёлся на инженерно-строительный факультет того же института с понижением на курс и досдачей многих предметов. Добился зачисления в класс академика архитектуры Алексея Николаевича Бекетова, одного из крупнейшейших архитекторов юга России и Украины. В 1930 г. завершил учёбу (инженерно-архитектурный отдел факультета), защитив диплом «Комбинат печатников». Диплома о высшем образовании не получил (из-за задолженности по укр. языку; был выдан, когда Душкин уже был известным архитектором). Направлен на работу в Гипрогор в Харькове[3][5][6].

На протяжении жизни работал во всех областях архитектуры, специалист в области транспортного строительства. Начало творческой деятельности связано с конструктивизмом, испытал творческое влияние братьев Весниных[6]. В 1933—1939 гг. автор-архитектор в 3-й мастерской Моссовета академика И. А. Фомина; в этот период стал работать на основе переосмысления исторического наследия, в том числе, в стилистике Ар Деко. Участвовал в проектировании «соцгородов» Донбасса (1930—1932; Новая Горловка, Новый Краматорск, частично реализованы), Автодорожного института в Харькове (1932—1934, совм. с Э. Л. Гамзе, осуществлён). Принимал участие во многих архитектурных конкурсах: Дворца Советов (1931—1932, совм. с Я. Н. Додицей, I премия; далее по всем этапам проектирования в авторских группах); Дворца Радио (I премия, 1933) и Института Маркса — Энгельса — Ленина (ИМЭЛ, 1933), оба совместно с А. Г. Мордвиновым, К. И. Соломоновым; Академического кинотеатра (1936) в Москве и др.[6]