Дювивье, Жюльен


Жюльен Дювивье (фр. Julien Duvivier; 8 октября 1896, Лилль — 30 октября 1967, Париж) — французский режиссёр немого, позже — звукового кино. Обладатель главного приза Венецианского кинофестиваля «Кубок Муссолини» (1937 год; специальная рекомендация жюри Венецианского МКФ в 1935 году) и главной премии японского кинофестиваля Kinema Junpo (трижды: 1935, 1939 и 1940 годы).[6] Сформировал образ и принёс всемирную славу Жану Габену.[7] Его «Пепе ле Моко» (фр. Pépé le Moko, 1936) признан одним из первых фильмов в стиле нуар.[8]

Учился в Лилльском университете, курса не кончил. Переехал в Париж. Дебютировал как актёр в театре «Одеон» под руководством Андре Антуана (1916). С 1918 года работал в кино, сотрудничал с Л. Фейадом, М. Л’Эрбье. В качестве режиссёра свой первый фильм «Акелдама, или Цена крови» снимает в 1919 году. В 1925 году точно и трогательно экранизирует роман Жюля Ренара «Рыжик» (фр. «Poil de carotte»). В последующие пять лет Дювивье снимает около 10 фильмов, которые демонстрируются с большим или меньшим успехом. Последний для режиссёра в эпохе немого кино фильм «Дамское счастье» (фр. «Au bonheur des dames», 1930 год) был хорошо встречен критикой.[7]

Звук не стал помехой в творчестве Девивье. Он не только продолжает снимать качественное кино, но и озвучивает некоторые свои работы из периода немого кинематографа. В 1934 году режиссёр впервые приглашает в свой фильм «Мария Шапделен» (фр. «Maria Chapdelaine») Жана Габена — бывшего артиста варьете, уже имевшего небольшой опыт работы в кино. Это положило начало долгому творческому сотрудничеству. Если роли в фильмах «Бандера» (фр. «La Bandera», 1935 год) и «Голгофа» (фр. «Golgotha », 1935 год) закрепили популярность Дювивье и Габена во Франции, то картины «Славная компания» (фр. «La belle équipe», 1936 год) и «Пепе ле Моко́» (фр. Pépé le Moko, 1936 год) приносят им всемирную известность.[7] Эти фильмы были сняты режиссёром в художественной манере поэтического реализма, востребованной во Франции в середине 1930-х годов. Историками и кинокритиками подчёркивается аллюзия «Славной компании» на общественно-политические реалии во Франции во время парламентских выборов 1936 года. Дювивье, отнюдь не придерживающийся левых взглядов, отразил в фильме не только победу Народного фронта, но и скорый развал, который действительно постиг этот союз в конце 1930-х годов.[9] В 1937 году режиссёр снимает романтическую драму «Бальная записная книжка» (фр. «Un carnet de bal») — воспоминания некой дамы Лидии МакМиллан Мёрл Оберон о своих романтических увлечениях за прошедшие сорок лет.