Екатеринбургский автобус


Первый автобус для перевозки пассажиров появился в Екатеринбурге в 1913 году[3], но движение было нерегулярным.

В конце 1924 года Городской исполнительный комитет обратился в Свердловский окружной исполком с предложением рассмотреть вопрос об открытии автобусного движения в Свердловске. По заявке треста Коммунхоза на 1925 год было заказано для приобретения 12 автобусов марки «Форд» вместимостью 12 пассажиров на сумму 25 тысяч рублей. Шесть из них были получены в конце февраля 1925 года, но долго переделывались в мастерских. На заседании президиума Окружного исполнительного комитета 7 апреля 1925 года было принято решение: «Считать возможным открытие автобусного движения в городе Свердловске 1 мая 1925 года».

Автосообщение было поручено осуществлять предприятию «Автобусное движение» при городском тресте «Коммунальное хозяйство города Свердловска». Гараж этого предприятия располагался во дворе здания Коммунтреста на улице Троцкого, 18.

2 мая 1925 года открылось новое регулярное движение, для первых шести автобусов были открыты две маршрутные линии: «Главный вокзал - 2-я Загородная» и «Верх-Исетский завод - станция Шарташ». Проезд в автобусе стоил 10 копеек. Водители были одеты в кожаную форму: костюм, сапоги, фуражка, перчатки с крагами, защитные очки. Кондукторами были только мужчины в суконной форме.

Вот как описывают условия работы на первых автобусных маршрутах Свердловска авторы книги «Бесконечный путь» В. С. Летягин и Д. Б. Панфилов:

«Посадка и высадка производилась через единственную дверь, устроенную сзади. Водители были одеты в черные куртки, кепи и краги. На каждый автобус приходился механик, который следил за техническим состоянием, а еще заводил мотор перед тем, как водитель сядет за руль».