Екатеринбург-Пассажирский


Екатеринбу́рг-Пассажи́рский (до 2010 года — Свердловск-Пассажирский) — пассажирская железнодорожная станция Екатеринбургского региона Свердловской железной дороги, важнейший пассажирский транспортный узел, расположенный на главном ходу Транссибирской магистрали. На станции расположены центральный железнодорожный вокзал города Екатеринбурга и одноимённое локомотивное депо ТЧ-6.

Вокзальный комплекс второй по величине на Урале после вокзала Челябинск-Главный. Состоит из четырёх зданий, обеспечивает ежесуточное отправление пассажиров 60 пассажирских и более 180 пригородных поездов[7]. В сутки станция обслуживает более 115 тысяч пассажиров, отправляя их по 7 направлениям (5 из них электрифицированы).

По объёму пассажиропотока поездов дальнего следования вокзал является крупнейшим в регионах России — после московских и ленинградского (Московского) вокзалов (5,2 млн чел. в год за 2019)[8].

Первое здание вокзала было построено в 1878 году при строительстве самой станции. Новое здание железнодорожного вокзала было построено в стиле «модерн» рядом с прежним по проекту К. Т. Бабыкина (1910), хотя в качестве автора проекта вокзала 1910—1912 годов называют и архитектора Ф. Е. Вольсова, что является спорным и не имеет документальных подтверждений[9]. Здание вокзала открылось в 1914 году и впоследствии неоднократно перестраивалось. К 1939 году по проекту Г. П. Валенкова и В. И. Смирнова проведена реконструкция вокзала в Свердловске в стиле неоклассицизм, был надстроен второй этаж, по фасаду появилась монументальная колоннада. В 1946 году проведён капитальный ремонт здания. В 1961—1962 годах по проекту В. В. Безрукова к зданию были добавлены 2 пристроя через арки с восточной и западной сторон[10].

В 1990-е годы к западному крылу вокзала пристроили ещё одно здание (сдано в эксплуатацию в 1995 году), выполненное в современных архитектурных формах (по проекту В. Р. Рабиновича и У. Ютгоф). В период с 1997 по 2001 годы была проведена реконструкция вокзального комплекса.[11]

После возвращения городу исторического названия станция долгое время сохраняла название «Свердловск-Пассажирский». В марте 2009 года ОАО «РЖД» предложило привести название станции в соответствие с названием города. Инициативу поддержали Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Институт Российской истории РАН, региональные власти, члены общественного движения «Возвращение»[12]. 30 марта 2010 года постановлением Правительства станция переименована в «Екатеринбург-Пассажирский»[3].