Елена Драгаш


Елена Драгаш (серб. Јелена Драгаш, греч. Ἑλένη Δραγάση, в монашестве — Ипомона (греч. ῾Υπομονή); ок. 1372 — 23 марта 1450) — супруга византийского императора Мануила II Палеолога, мать императоров Иоанна VIII и Константина XI. Святая православной церкви, память совершается 29 мая, в день падения Константинополя[2].

Елена была дочерью вельбуждского деспота Константина Драгаша, правителя Северо-Восточной Македонии. Мать Елены неизвестна.

10 февраля 1392 года Елена стала женой византийского императора Мануила II. После смерти своего мужа в 1425 году приняла монашеский постриг с именем Ипомона в константинопольском монастыре Кира-Марфа.

Скончалась 13 марта 1450 года[3]. Византийские авторы (Георгий Сфрандзи, Геннадий Схоларий, Иоанн Евгеник) восхваляют добродетели императрицы, которая ещё до пострига любила монашество, а в браке была «доброй матерью и госпожой и руководителем и учителем»[4].

Геннадий Схоларий, первый Вселенский Патриарх, после падения Константинополя в утешительном слове к императору Константину XI «На смерть матери его, святой Ипомони» пишет: «Всякий мудрец, посещающий эту блаженную императрицу, уходил от нее пораженный ее премудростью. Когда ее встречал какой-либо аскет, он уходил смущенный бедностью своей добродетельности, сравнивая ее с высотой добродетели святой. Человек рассудительный исполнялся еще большей рассудительности, законодатель становился более внимательным, а судья, беседуя с ней, убеждался, что перед ним — истинный канон справедливости. Человек дерзкий, уходил от нее побежденный, дивясь ее терпению, мудрости и силе характера. Человеколюбивый же исполнялся рядом с ней еще большего человеколюбия. Когда встречал ее любитель разгула, то приобретал благоразумие и, видя ее смирение, каялся. Ревнитель благочестия, знакомясь с ней, исполнялся большего рвения. Когда приходил к ней болящий, боль его успокаивалась. Любитель хвастовства, начинал корить себя за чрезмерное себялюбие. Иными словами, каждый человек, узнав святую Ипомону, сделался лучше»[5].

Местное почитание преподобной Ипомоны началось в монастыре преподобного Патапия в Лутраки куда была перенесена её глава. Время начала почитания неизвестно[4]. В конце XX века центром её почитания стала церковь святителя Афанасия Великого в Афинах, протопресвитер которой стал инициатором её общецерковной канонизации.