Ераков, Александр Николаевич


Окончил в 1835 году Институт корпуса инженеров путей сообщения и начал работать на сооружении шлиссельбургских шлюзов канала императора Петра Великого. В 1846—1848 годах занимался перестройкой Ново-Каменного моста через Обводный канал в Петербурге[1], за что был награждён орденом Св. Анны 3-й степени (1848). С 1842 по 1849 годы он принимал участие в комитетах по составлению Урочного положения и Строительного устава (1864—1869). Работал в министерстве путей сообщения, главным образом, по вопросам администрации русской железнодорожной сети; с 1849 года он был помощником начальника опытного пути Николаевской железной дороги (от Петербурга до Колпина); в 1851—1852 годах — помощником начальника всей дороги.

Был в отставке с 20 декабря 1856 по 26 октября 1864 года. С 1865 года полковник А. Н. Ераков — вице-директор Департамента железных дорог[2].

В октябре 1867 года получил чин действительного статского советника. Был награждён орденами: Св. Анны 3-й и 2-й ст., Св. Станислава 2-й ст. с императорской короной (1856), Св. Владимира 4-й ст. (1866)[3].

Оставив в 1869 году государственную службу, он состоял членом правления по выбору в некоторых акционерных железнодорожных обществах.

В «Отечественных записках» неоднократно печатались статьи Еракова по железнодорожному делу. В 1873 году было напечатано его «Исследование о полной сети железнодорожных сообщений в России» (СПб.: тип. т-ва «Обществ. польза»).

А. Ф. Кони отмечал: «Ераков был живой, образованный, чрезвычайно добрый и увлекающийся человек, обладавший тонким художественным вкусом»[4]. В его доме (№ 9 по 1-й Красноармейской улице) на «вторники» собирался цвет петербургской интеллигенции; здесь были Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, С. П. Боткин, И. Ф. Горбунов.