Ефанов, Василий Прокофьевич


Васи́лий Проко́фьевич Ефа́нов (10 ноября 1900[1], Самара[2] — 3 марта 1978[1], Москва) — советский, российский художник-живописец, мастер парадного портрета, график, педагог. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1965). Пятикратный лауреат Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1950, 1952).

Родился 10 (23) ноября 1900 года в Самаре на Шихабаловской (ныне Ленинской) улице в семье мелкого предпринимателя.

Окончил единую трудовую школу II ступени. Учился в Художественно-промышленном техникуме (19171919) и одновременно в драматической студии при Городском театре в Самаре. После неудачных попыток поступить в петроградские Свободные художественные мастерские (бывшая Императорская Академия художеств) и московские Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), в 1922 году переселился в Москву, где занимался в Вольной академии художеств под руководством А. Е. Архипова (1920—1921) и «Студии на Тверской художника К. П. Чемко» Д. Н. Кардовского (19211926)[3].

В 1926 году начал как художник-график сотрудничать в журналах «Смена», «Пионер», «Красноармеец и краснофлотец», в газете «Красная звезда». Выполнил ряд политических плакатов. Как актёр, гример, декоратор сотрудничал в 4-й Студии МХАТ (1930—1934).

В 1930-х годах стал известен своими монументальными полотнами в стиле социалистического реализма, на которых изображены важнейшие люди того времени. Так, на картине «Незабываемая встреча», изображающей визит трудящихся в государственное учреждение, где их встречают И. В. Сталин, М. И. Калинин, Молотов, К. Е. Ворошилов и Н. К. Крупская, художник, по мнению искусствоведа А. И. Замошкина, «сумел художественно осмыслить момент небывалых в истории человечества радостных и близких встреч, которые определяют органическое, никогда не расторжимое единство советского народа со своим вождём и другом»[4].

Начало Великой Отечественной войны Ефанов провел в эвакуации в Куйбышеве, в доме родителей. Художник не раз выезжал на фронт. В 1943 году он сделал множество портретных набросков защитников Сталинграда, которые в дальнейшем послужили материалом для большой картины «Сталинград, 1943»[5].