Е-КМ (Тип Е, Крюковский модернизированный) — модернизированная Крюковским вагоностроительным заводом версия электровагонов метрополитена типов Е, Еж и Ема-502. Поезда формируются из головных безмоторных вагонов типа Е-КМ-Гб (81-7080; единственные таковые в городах стран Восточной Европы и на постсоветском пространстве[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11]), переоборудованных из Еж, и, начиная с 22 состава, из Ема-502, промежуточных моторных типов Е-КМ-Пм (81-7081) и Е-КМ-Пм-01 (81-7081-01), переоборудованных из Е и, начиная с 25 состава, из Еж. По состоянию на 2018 год выпущено 27 пятивагонных электропоездов, эксплуатирующихся на Святошинско-Броварской линии Киевского метрополитена.
В 2011 году руководство Киевского метрополитена начало рассмотрение вариантов обновления подвижного состава в электродепо Дарница Святошинско-Броварской линии, большую часть которого составляли устаревшие вагоны типов Е, Еж, Ем и модификаций, которые были выпущены в период 1960-1970-х годов. Изначально планировалась закупка новых составов у Крюковского вагоностроительного завода, однако по причине нехватки средств было решено провести капитальную модернизацию старых вагонов с полной заменой ходовой части и электрооборудования с последующим продлением срока их службы на 20 лет[12].
В 2012 году Крюковский завод выиграл тендер на проведение модернизации 19 пятивагонных электропоездов, каждый из которых состоял из двух головных вагонов типа Еж и трёх промежуточных вагонов типа Е. Модернизация осуществлялась совместно с различными японскими компаниями, которые разработали и поставили электрооборудование. На вагонах было решено устанавливать асинхронные тяговые электродвигатели, мощность которых превышает мощность оригинальных коллекторных электродвигателей, что позволило сделать головные вагоны безмоторными при сохранении общей мощности пятивагонного поезда. Головные вагоны, переоборудованные из Еж, стали безмоторными и получили обозначение Е-КМ-Гб (Головной безмоторный) и модель 81-7080; промежуточные, переоборудованные из Е, обозначением Е-КМ-Пм (Промежуточный моторный) и модель 81-7081. Один из трёх промежуточных вагонов оснащался тиристорным коммутатором переменного тока и получил обозначение Е-КМ-Пм-01 и модель 81-7081-01[12].