Железная дорога сверхширокой колеи


Железная дорога сверхширокой колеи — железная дорога, колея которой значительно шире, чем у обычных железных дорог. Исторически было выдвинуто множество проектов строительства таких дорог, которые (за некоторыми исключениями, такими как проект И. Брюнеля) остались нереализованными.

Реальные выгоды от сверхширококолейных дорог: Экономически ощутимая выгода — возможность перевозки крупногабаритных грузов (которые, впрочем, составляют весьма незначительную часть общего грузопотока). Можно также упомянуть новые возможности для повышения комфорта пассажирских вагонов.

Среди недостатков самый главный — необходимость создания полностью новой сети дорог, связанной со старой только местами перегрузки и пересадки.

В России первая железная дорога (Царскосельская, построена в 1836) использовала колею 1829 мм; после 1897 года переоборудована на колею 1524 мм.

Другой проект радикального расширения колеи был осуществлён в Англии инженером Брюнелем. Железные дороги колеи 2140 мм строились компанией «Great Eastern Railway» начиная с 1838 года, однако в 1864 году началось их переоборудование на колею 1435 мм, завершившееся в 1892 году.

В СССР была построена и введена в эксплуатацию с 1976 г. сверхширококолейная дорога с шириной колеи 9000 мм — судоподъёмник Красноярской ГЭС.