Железнодорожная линия Рига — Лугажи


Железнодорожная линия Рига — Лугажи (официально: «Рига — Лугажи — гос. граница») — железнодорожная линия в Латвии, протяжённостью 166 километров. Соединяет город Ригу и предместье города Валка Лугажи. Проходит по территории Гаркалнского, Сигулдского, Цесисского, Валмиерского и Валкского краёв. Это неэлектрифицированная линия 2-й категории (пути 1-й категории только на участке Рига-Пасажиеру — Югла)[1]. Уходит за рубеж Латвии — в Эстонию. Первая станция на территории Эстонии — узловая станция Валга.

Первые сведения о планах сооружения железнодорожной линии от станции Псков на Петербурго-Варшавской линии до Риги относятся к 1874 году. Генеральный штаб министерства обороны России считал, что линия необходима на случай экстренной переброски войск из Санкт-Петербурга к западным границам империи. Однако торговцы относились к этим планам крайне негативно, опасаясь, что постройка линии ослабит экономические позиции порта Санкт-Петербург и построенной обществом Балтийской железной дороги линии Санкт-Петербург — Таллин. Общество Риго-Динабургской железной дороги пыталось получить контракт на строительство линии, начиная с 1876 и заканчивая 1884 годом, когда император велел строить дорогу на государственные средства.

Строительство началось в 1886 году, а 22 июля 1889 года на линии было открыто регулярное движение. Расстояние от станции Псков до Риги (Земитаны) составляло 306 км. Составной частью линии также считалось ответвление Валка — Тарту.

После перехода частных линий общества Балтийской железной дороги в ведение государства в 1893 году на их основе была организована Балтийская железная дорога, куда вошла и линия Псков — Рига. В 1907 году, с присоединением к Балтийской ещё и Петербурго-Варшавской железной дороги, образованы Северо-западные железные дороги, эксплуатировавшие линию Псков — Рига до 1918 года, когда линию захватила немецкая армия. Немцы перешили участок Рига — Иерики на европейскую колею.

В 1919 году главное управление железных дорог постепенно перенимало контроль над линией и возвращало на место российскую колею. Участок Рига — Стренчи был перешит на 1435 мм в 1920 году и в 1921 году — снова на 1524 мм.

После установления государственной границы станция широкой колеи Валка (теперь — Валга), оказалась на территории Эстонии, и ближайшая латвийская станция — Сауле находилась в 14 км от неё. Чтобы позволить поездам останавливаться в Валке и упростить процедуру пересечения границы, от основной линии были сделаны ширококолейные ответвления к узкоколейной станции Валка. В связи с обязательным посещением поездами этой станции, путь в Эстонию удлинился на 2 км (164 км от Земитаны до границы).