Железнодорожные училища


Железнодорожные училища — про­фес­сио­наль­ные учеб­ные за­ве­де­ния в Российской империи, Советском Союзе и ряде других стран, которые занимались подго­то­вкой узкоквалифицированных спе­циа­ли­стов и ра­бо­чих для работы на железных дорогах[2][3].

С постоянным усложнением железнодорожного дела к многочисленному штату железнодорожных агентов стали предъявляться все большие требования в плане специальной подготовки. Сведения, приобретаемые практическим путем, стали со временем недостаточными; для всестороннего исполнения задач железнодорожного дела и железнодорожный транспорт стал испытывать острую нехватку людей со специальной теоретической подготовкой. Поэтому уже в ранний период развития железных дорог при высших технических школах стали учреждать кафедры железнодорожного дела как по строительной, так и по механической части, и были введены курсы эксплуатации железных дорог. Однако, со временем и эти кафедры перестали удовлетворять дефицит профессионалов на железных дорогах[2].

Проблему с кадрами в разных странах решали по своему; свой путь, как водится, избрала и Россия. В 1860-е годы в Ельце, Харькове, Одес­се, Бел­го­роде и Москве, под патронажем Министерства путей сообщения Российской империи были созданы первые железнодорожные училища[3]. Опыт сочли удачным и со временем количество железнодорожных училищ постоянно росло (с 26 в 1869 до 47 в 1917 году[3])[2].

В конце 70-х годов XIX века под началом российского механика Виктора Карловича Дел­ла-Во­са, который внес в преподавание новый, до тех пор неизвестный метод Д. К. Советкина — метод систематического преподавания ремёсел, впоследствии ставший основой большинства европейских систем профессионального образования и получившее название «русская система»[4][5], состоялась реформа железнодорожных училищ Российской империи[3].

7 апреля 1886 года было Высочайше учреждено «По­ло­же­ние о тех­нических железнодорожных училищах»[6]; вместе с тем в непосредственное ведение Министерства путей сообщения перешли все железнодорожные училища, устроенные и содержащиеся на средства 15-ти рублёвого сбора (на содержание и устройство училищ каждая железная дорога России ежегодно отчисляла по 15 рублей с версты). На основании этого закона в ведение МПС перешли 16 из существовавших в то время технических железнодорожных училищ. В 1888—1889 гг. Министерству путей сообщения были переданы ещё семь училищ, а 1892 году — два. Дельвиговское училище в Москве (ныне Московский колледж транспорта) осталось в ведении своего попечительного совета; затем в ведении частных железнодорожных обществ остались Московско-Рязанское училище (переименованное позднее в Московско-Казанское) и Варшавско-Венское[2]. Согласно вышеназванному «Положению» в железнодорожные училища принимались лица 14-18 лет, «окончившие курс в городских, уездных, двухклассных сельских и церковно-приходских школах» и выдержавшие вступительный экзамен[7].