Железные дороги Якутии


АО «АК „Желе́зные доро́ги Яку́тии“» (АО «АК „ЖДЯ“») — предприятие, созданное 2 октября 1995 года для управления и завершения строительства Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. При создании компании акционерами стали федеральный центр и администрация Якутии (50/50). Уставной капитал 3872,7 млн рублей. В 2017 году 46,85 % акций компании принадлежат ОАО «РЖД», 44,3 % — Республике Саха, оставшиеся — миноритарным акционерам.

Созданное с целью строительства линии Беркакит — Томмот — Якутск (конечная станция Нижний Бестях на правом берегу реки Лены в 30 км от столицы Якутии), предприятие в 2017 году является одним из крупнейших в Якутии налогоплательщиков со штатом около 1000 человек. Объёмы перевозимых грузов «северного завоза» имеют ежегодную тенденцию к возрастанию, перевозки пассажиров (80 тыс. в год) находятся в стагнации из-за отсутствия прямого сообщения пассажирскими поездами сети РЖД с Якутском. Ежегодная чистая прибыль железной дороги достигает 80 млн руб[3].

Длина всей линии — около 800 км. Протяжённость введённого в 1996 году участка Беркакит — Томмот (с пассажирским движением, начиная с 2004 года) составляет 358 км. Протяжённость участка Томмот — Нижний Бестях, введённого во временную эксплуатацию в 2014 году, составляет 436 км. Пассажирское сообщение на этом участке осуществляется с 28 июля 2019 года. От станции Нижний Бестях, расположенной на правом берегу реки Лены, на противоположной стороне от города Якутска, до речного порта на правом берегу, организован подвоз автобусом, и через реку Лену в Якутск — катерами или теплоходом типа «Москва». На станции Нижний Бестях построен большой логистический комплекс для перевалки грузов в речной порт Якутск-Правобережный.

Переключение значительных объёмов грузов с речного транспорта на железную дорогу произошло в 2014 году с вводом во временную эксплуатацию линии Томмот — Нижний Бестях. Северный завоз речным транспортом оказался под угрозой срыва из-за мелководья в верховьях реки Лена, обмеление там произошло из-за интенсивной вырубки лесов и регулярных лесных пожаров. Автомобильные и смешанные грузоперевозки от Нерюнгри до Якутска в ценах с 2014 года оказались на 30—50 % дороже, чем железнодорожные[3].

ОАО «АК „ЖДЯ“» было создано в 1995 году на базе ликвидированного Министерства Республики Саха (Якутия) по делам Амуро-Якутской магистрали и реорганизованного государственного предприятия «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск».

В 1996 году началась эксплуатация железнодорожного участка Нерюнгри — Алдан. В 2002 году грузовое сообщение было открыто на участке Нерюнгри — Томмот, а в 2004 году на том же участке было открыто регулярное пассажирское сообщение.