Женитьба назло


«Женитьба назло» (англ. Spite Marriage) — американская немая кинокомедия, вышедшая на экраны в 1929 году. Режиссёры фильма — Бастер Китон и Эдвард Седжвик, в главных ролях снимались Китон и и Дороти Себастиан. Фильм стал вторым, снятым Китоном для MGM, и последний немым фильмом, хотя сам Китон хотел сделать фильм с озвученными диалогами или полностью звуковой фильм. В окончательном варианте нет записанных диалогов, но некоторые сцены сопровождает синхронизированная музыка, записанные смех, аплодисменты и другие звуковые эффекты. Позднее Китон писал комические сценки для некоторых восходящих звёзд MGM, таких как Рэд Скелтон, и повторно использовал множество гэгов из «Женитьбы назло», в том числе не вошедшие в окончательный вариант, в фильме Скелтона 1943 года I Dood It .

Элмер Гэнтри (Бастер Китон), скромный работник химчистки, боготворит актрису Трилби Дрю (Дороти Себастиан). Она, в свою очередь, влюблена в коллегу-актёра Лайонела Бенмора (Эдвард Эрл[англ.]). Но Лайонел отдаёт предпочтение более молодой Этиль Норкросс (Лейла Хайамс), и Трилби в отместку просит Элмера жениться на ней, но почти сразу же сожалеет об этом. Помощники спасают её от брака, и когда Элмер оказывается сначала в руках преступников, а затем в море, он более чем счастлив возможности забыть свою любовь. Но серия совпадений снова сближает Элмера и Трилби, и у неё появляется причина пересмотреть своё мнение.

Журнал Variety объявил о съёмках нового фильма Бастера Китора в номере от 12 сентября 1928 года. В статье сообщалось, что актёры заговорят на экране. Exhibitors Daily Review в тот же день также сообщил, что Бастер Китон впервые заговорит в фильме «Женитьба назло»[3][4]. Несмотря на эти заявления авторитетных отраслевых изданий фильм изначально была задуман как немой, каких-либо записанных диалогов в нём не предполагалось. Против планов Китона сделать «Женитьбу назло» своим первым «звуковым фильмом» выступил Ирвинг Тальберг, руководивший кинопроизводством. У Тальберга были как финансовые, так и технические причины, чтобы отклонить предложения Китона или других кинематографистов о применении звука: во-первых, осенью 1928 года, во время переходного к звуковому кино периода, MGM имела в своём распоряжении только один комплект записывающего оборудования; во-вторых, что более важно, руководитель MGM полагал, что внедрение новой технологии значительно увеличит общие производственные затраты, особенно для такого актёра, как Китон, успех которого основывался на «трудоёмких импровизациях» и высокой степени свободы при съёмках. Поэтому Тальберг настаивал на технической простоте и строгом следовании утверждённому сценарию и организовал контроль со стороны студии за новым проектом Китона, чтобы сократить задержки и увеличить потенциальную прибыль от конечного продукта[5].