Жерар, Маргерит


Маргери́т Жера́р[1] (Маргари́та Жера́р[2][3], фр. Marguerite Gérard; 28 января 1761, Грас — 18 мая 1837, Париж) — французская художница, живописец и график; наряду с современницами Аделаидой Лабиль-Гиар, Анной Валлайе-Костер и Элизабет Виже-Лебрен — одна из наиболее значительных художниц эпох позднего Старого порядка и Революции[4], известная как свояченица, ученица и сотрудница Жана-Оноре Фрагонара.

После смерти своей матери в 1775 году Маргерит Жерар, младшая из семи детей, поселилась в Париже, недалеко от Лувра вместе со своей сестрой Мари-Анн Фрагонар и мужем последней Жаном-Оноре Фрагонаром.

Она прожила с ними около тридцати лет, что позволило ей увидеть и вдохновиться великими произведениями прошлого и настоящего. Особый интерес для Жерар представляли жанровые сцены голландского золотого века, которым она будет подражать в своих собственных работах. Ей предложили место в Королевской академии искусств и скульптуры, но она отказалась. Популярные в литературе утверждения о том, что Жерар и Фрагонар были любовниками, считаются беспочвенными — Жерар говорила, что воспринимала мужа своей сестры и наставника как отца. После смерти Фрагонара она продолжала жить со своей сестрой в течение 17 лет.

Содержание для своих картин, пользовавшихся большим успехом на рубеже XVIII–XIX веков, Жерар почерпнула из семейной жизни среднего и высшего классов французского общества. Она упражнялась также в гравировании и воспроизвела в офортах некоторые из композиций Фрагонара. Для сочинения Шодерло де Лакло «Опасные связи» («Les liaisons dangereuses»), Жерар выполнила ряд иллюстраций. В Пушкинском музее в Москве имеются две её картины: «Материнское счастье» и «Триумф кошечки»[5], а в Эрмитаже: «Художница, пишущая портрет музыкантши», «Первые шаги» и «Подарок». В музее-усадьбе Архангельское — «Урок музыки».