Живопись цветового поля


Живопись цветового поля (англ. Color Field) — род абстрактной живописи, в основе которой лежит использование больших плоскостей однородных цветов, близких по тональности и не центрированных. Термин принадлежит американскому историку и теоретику авангардного искусства Клементу Гринбергу.

Живопись цветового поля получила развитие в Нью-Йорке в конце 1940-х — начале 1950-х гг. Ведущими представителями стиля были Барнетт Ньюман и Марк Ротко. Это направление можно рассматривать как разновидность абстрактного экспрессионизма, хотя иногда его классифицируют как род минимализма. Начиная с 1952 года, стилистику живописи цветового поля использовала Элен Франкенталер: грубый незагрунтованный холст пропитывался или покрывался очень тонким слоем краски, так что краска скорее впитывалась в поверхность, нежели окрашивала её.

После Второй мировой войны центр современного искусства смещается из Парижа в Нью-Йорк, в котором активно развивается абстрактный экспрессионизм. В конце 1940-х и начале 1950-х годов Клемент Гринберг стал первым искусствоведом, предложившим и выявившим различия между различными тенденциями в каноническом экспрессионизме. Так, анализируя работу Гарольда Розенберга (одного из ведущих художников абстрактного экспрессионизма), который в своей статье «Американские художники действия» в декабрьском выпуске ARTnews 1952 года, писал о достоинствах живописи действия, Гринберг увидел в работах так называемых абстрактных экспрессионистов «первого поколения» тенденцию к сплошному цвету или цветовому полю.

Марк Ротко — один из тех художников, которого Гринберг назвал художником цветового поля, приведя в пример его картину Пурпурный, чёрный, зеленый на оранжевом, хотя сам Ротко не признавал подобных ярлыков. Для Ротко цвет был «просто инструментом». В каком-то смысле, его самые известные работы  — «мультиформы» и другие его полотна — в сущности, то же выражение, даже чище (или менее детализировано, исходя из интерпретации), «базовых человеческих эмоций», что и его ранние сюрреалистическо-мифологические картины. Что общего среди этих стилистических нововведений, так это забота о «трагедии, экстазе и гибели». К 1958 году почти все холсты Ротко, на которых он хотел выразить свои духовные переживания, становились всё мрачнее. Его яркие красные, жёлтые и оранжевые цвета начала 1950-х плавно превращаются в тёмно-синие, зелёные, серые и чёрные. Его последняя серия картин середины 1960-х годов была серой и чёрной с белыми рамками, напоминая абстрактные пейзажи бесконечно мрачной тундры, неизвестной страны.