Житие Авраамия Ростовского


Житие Авраамия Ростовского — памятник средневековой русской агиографической литературы, созданный, скорее всего, не ранее XV века.

Житие посвящено св. Авраамию Ростовскому — легендарному основателю ростовского Авраамиева Богоявленского монастыря и является единственным источником сведений о святом. В отношении датировки описываемых в житии событий мнения учёных расходятся: Макарий Булгаков датировал его деятельность первыми десятилетиями христианства на Руси[1], В. О. Ключевский — 10731077 годами[2],, А. А. Титов — концом XI — началом XII веков[3],, а Е. Е. Голубинский и А. П. Кадлубовский отказываются считать Авраамия основателем Богоявленского монастыря (который впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1261 годом) и рассматривают его как церковного деятеля XIV века (причём Голубинский отождествляет святого с игуменом Авраамием Низким, совершившим с митрополитом Пименом в 1385 году паломничество в Царьград). При этом в третьей редакции Жития Авраамия Ростовского указывается, что мощи Авраамия были обретены «во дни великаго князя Всеволода Юрьевича Владимирскаго внука Мономахова в лето 6683 октоврия в 27 день».

Многочисленные списки жития учёные делят на три редакции, которые разнятся при описании жизни Авраамия до его прихода в Ростов. В первой редакции (видимо, XV век) об этом периоде жизни святого вообще не говорится (Ключевский так характеризует эту версию: «не житие сколько-нибудь связное, а довольно неискусная сшивка общего очерка с двумя сказаниями» — об уничтожении ростовского идола Белеса и о борьбе святого с бесом. Есть две версии первой редакции: в одной из них есть список имён князей и епископов ростовских, в другой — видимо, более ранней — его нет. Уже в первой редакции много вполне литературных мотивов, что свидетельствует о его позднем происхождении. А. П. Кадлубовский выявил серьёзное влияние византийского Жития Авраамия Затворника, входящего в состав «Паренесиса» Ефрема Сирина и апокрифического Жития Иоанна Богослова[4]. Л. А. Дмитриев писал, что рассказ о бесе, заключенном в рукомойник, заимствован из легенды об Иоанне Новгородском[5]. Б. М. Соколов отметил перекличку Ж. Авраамия с былинами об Идолище Поганом[6].

Во второй редакции жития наличествует более рассказ о юных годах жизни святого: названо место его рождения (Чухлома) и пострижения (Валаам). Есть предположения о том, что на вторую редакцию повлияло Житие Авраамия Галичского; тогда время её появления — не раньше второй половины XVI века.

Третья редакция создана, судя по всему, также в XVI веке[7] на основе второй. Здесь биография Авраамия ещё более полная: сообщается, что изначально он был язычником и носил имя Иверк, а после крещения получил имя Аверкий.

Е. Е. Голубинский пытался предложить иную версию взаимоотношения редакций: первоначальной он назвал вторую, а первую посчитал её проложным сокращением[8]. Однако выводы Голубинского подвергнуты критике А. П. Кадлубовским[9].