Забайкальская железная дорога


Забайка́льская желе́зная доро́га (ЗабЖД) — государственная (казённая) железная дорога образованная в 1900 году. С 1936 по 1943 год называлась — Железная дорога имени В. М. Молотова. Один из 16 территориальных филиалов ОАО «Российские железные дороги», включающий часть железнодорожной сети страны, располагающийся на территории Забайкальского края и Амурской области. Протяжённость дороги на 2009 год составляла 3336,1 км. Управление находится в городе Чите.

Дорога строилась в составе Транссибирской магистрали. В сентябре 1895 года началось строительство на участке МысоваяСретенск длиной 1102 км; в сентябре 1896 — на участке ИркутскБайкал длиной 68 км. В сентябре 1898 года работы начались на участке Китайский разъезд — Мациевская длиной 343 км — это была ветка соединяющая Транссиб с КВЖД[2].

Работами руководил инженер путей сообщения А. Н. Пушечников. На постройке дороги работало от 20 до 23 тысяч рабочих из местного населения. Кроме этого, сюда прибыли сотни рабочих из Европейской России. Важнейшими препятствиями явились сложный рельеф местности, пересечённой хребтами, реками и болотами, вечная мерзлота, низкие зимние температуры, а также стихийные бедствия. Так, летом 1897 года вода в реках поднялась на 6,5 метров. В долинах Хилка, Ингоды и Шилки вода размыла и унесла грунт земляного полотна на участке почти в 400 километров.

В декабре 1898 года было открыто служебное движение на участке Иркутск — Байкал, в декабре 1899 года на участке Мысовая — Сретенск, в феврале 1901 года на участке Китайский разъезд — Мациевская. На первых двух участках, то есть основном ходе Транссиба, в июле 1900 года было открыто постоянное движение[2]. Участок Китайский разъезд — Мациевская был открыт для общей эксплуатации в 1901 году.

Железная дорога была построена однопутной. Максимальный продольный уклон пути на железной дороге был 9,4 ‰, при этом в горной местности имелось четыре участка длиной от 8 до 30 км с уклонами до 17,4 ‰. Наименьший радиус кривых в поворотах — 320 м. На основном ходе Транссиба (Иркутск — Байкал и Мысовая — Сретенск) было построено 38 каменных труб отверстием до 8 м, 555 полностью деревянных мостов, 542 моста с деревянными пролётными строениями на каменных опорах и 86 мостов с металлическими пролётами.На участке Китайский разъезд — Мациевская построено 33 каменных трубы, 117 мостов с деревянными пролётными строениями на каменных опорах и 65 мостов с металлическими пролётами[2].

Управление дороги находилось в Иркутске. Управление с 1908 по 1917 год издавало еженедельный журнал «Вестник Забайкальской железной дороги». Редактировал журнал начальник дороги.