Пушечников, Александр Николаевич


Алекса́ндр Никола́евич Пу́шечников (1850 — 1916) — Действительный статский советник (1901) Российской империи, инженер, специалист по изысканиям, строительству и эксплуатации железных дорог, выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения (1876).

Александр Пушечников родился 31 октября 1850 года в Орле, в дворянской семье. Его отец был участником русско-турецкой войны, офицером императорской армии, капитаном в отставке[1][2].

В 1871 году, после успешного окончания гимназии, где Александр показал способности к изучению точных наук, он подал документы в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Несмотря на большой конкурс он выдержал вступительные экзамены и стал студентом. В 1876 году, успешно сдав выпускные экзамены (строительное искусство, практическую механику, архитектуру и геодезию) он получил диплом инженера первого разряда, а также чин коллежского секретаря.

Карьеру инженера он начал на своей родине — в Орле, получив назначение на должность начальника дистанции Орловско-Грязской железной дороги. Дорога, построенная в 1868 году акционерным обществом, была принята в эксплуатацию с недоделками. В 1880 году Пушечникова назначили главным инженером этой частной дороги, где за счёт государственных субсидий ему удалось в короткие сроки провести работы по расширению станций и замене железного полотна на стальные рельсы[1][2].

Осенью 1882 года его перевели на Московско-Курскую железную дорогу для участия в ликвидации последствий кукуевской катастрофы. Пушечников руководил там ремонтом полотна и строительством моста длиной свыше 260 метров взамен разрушенного стихией. Работы были полностью завершены менее чем за два месяца[3].

В 1885 году Пушечников получил назначение уже на казённую Екатерининскую железную дорогу, где в должности Начальника службы пути руководил изысканиями при проектировании и строительстве участков к угольным разрезам и рудникам. Вскоре его ввели в штат Министерства путей сообщения.