Забастовка грузоперевозчиков в Чили 1972—1973


Забастовка грузоперевозчиков в Чили 1972—1973 (исп. Huelga de camioneros 1972 y 1973) — крупномасштабная политическая забастовка владельцев и водителей грузового автотранспорта в Чили 19721973. Была направлена против левого правительства Сальвадора Альенде. Проводилась под правыми антимарксистскими, антикоммунистическими лозунгами. Сильно усугубила социально-экономический и политический кризис, способствовала свержению Альенде 11 сентября 1973 года.

На президентских выборах 1970 года в Чили победу одержал кандидат левого блока «Народное единство» социалист Сальвадор Альенде — первый марксист, пришедший к власти в результате демократических выборов. Стала проводиться в жизнь программа социалистических преобразований[1] (в том числе национализация ключевых сфер экономики). При этом Альенде рассчитывал сохранить демократический строй и правовой порядок.

Политика Альенде ущемляла интересы не только крупной буржуазии, землевладельцев и иностранного капитала, но и чилийского среднего класса — мелких предпринимателей, инженеров, техников, преподавателей, частнопрактикующих врачей и юристов. В этом социальном слое важное место занимали частные автотранспортники-грузоперевозчики, объединённые в Национальную конфедерацию владельцев грузовиков (CNDC). Конфедерация представляла собой общенациональный корпоративный профсоюз гремиалистского типа: наряду с крупными транспортными магнатами, в неё входили и составляли основную членскую массу мелкие собственники — водители своих грузовиков. Политически Конфедерация стояла на правых позициях. Во главе конфедерации стоял владелец нескольких грузовиков Леон Виларин — активный член ультраправой антикоммунистической организации «Родина и свобода»[2].

Неудачи экономической политики Альенде усиливали в ней радикальные прокоммунистические тенденции[3]. Дальнейшее огосударствление вело к национализации грузового автотранспорта. Эти планы встретили жёсткое сопротивление со стороны CNDC.

9 октября 1972 года CNDC объявила общенациональную забастовку протеста. Первоначально к забастовке примкнули около 12 тысяч водителей. Однако приказ Альенде об аресте Виларина и ещё нескольких руководителей CNDC спровоцировал взрыв возмущения. Забастовали 165 водительских организаций общей численностью около 40 тысяч человек с 56 тысячами грузовиков[4]. Леон Виларин и его соратники были освобождены под залог, но это уже не могло остановить протестов. Всего почти за год в забастовке участвовали до 150 тысяч человек (эту цифру оглашал один из руководителей чилийской компартии Володя Тейтельбойм).

Финансовую поддержку оказал — по согласованию и при участии ЦРУ — американский транспортный профсоюз, входящий в АФТ-КПП. Общая сумма американских субсидий составила 7-8 млн долларов.