Закон о дерегулировании авиакомпаний


Закон о дерегулировании авиакомпаний (англ. Airline Deregulation Act) — федеральный закон США, принятый в 1978 году и который дерегулировал авиационную отрасль страны, а именно устранил федеральный правительственный контроль над такими областями, как тарифы, маршруты и выход на рынок новых авиакомпаний. Данный закон прежде всего снял обязанности с Совета по гражданской авиации (CAB), который через несколько лет в итоге был упразднён; обязанности Федерального управления гражданской авиации (FAA) по части обеспечения авиационной безопасности не затрагивались. Принятие закона о дерегулировании авиакомпаний ввело в гражданскую авиационную индустрию свободный рынок, что в итоге привело к снижению тарифов при значительном увеличении числа рейсов, количества авиапассажиров и протяжённости авиамаршрутов.

Во второй половине 1930-х годов в США в сфере транспортных услуг преобладал железнодорожный транспорт, тогда как авиация ещё не была достаточно развита. К тому же в стране в то время была Великая депрессия, что ещё больше ограничивало авиаперевозки. И в этих условиях возникали оправданные опасения, что руководство железных дорог проникнет в авиаперевозки и монополизирует этот рынок. Для предупреждения этого в 1936 году было создано Управление гражданской авиации, которое в 1940 году было переименовано в Совет по гражданской авиации (англ. Civil Aeronautics Board, CAB). Этот Совет определял маршруты и расписания рейсов по ним за определёнными авиаперевозчиками, устанавливал тарифы на перевозки и осуществлял антитрастовое регулирование, благодаря чему ни одна авиакомпания не могла доминировать на рынке.

Во второй половине 1940-х годов произошло значительное расширение сети авиамаршрутов и увеличение числа местных (региональных) авиакомпаний, чему способствовало появление на вторичном рынке большого числа транспортных самолётов, которые оказались в военном излишке после окончания Второй мировой войны, а также субсидирование авиаперевозок. Дело в том, что CAB рассчитывал тарифы таким образом, чтобы при заполненности самолётов на 55 % чистый доход с рейсов составлял 15 %, что позволяло ограничивать прибыль перевозчиков, однако из-за этого последние не могли поменять эксплуатируемый на маршруте тип самолёта, не имея на это одобрения. Помимо этого, все авиакомпании для CAB были равны, но так как небольшие авиаперевозчики, работающие на коротких и малозагруженных маршрутах, особенно в пределах одного штата, фактически работали в убыток, для покрытия их издержек выплачивались субсидии, тогда как на более протяжённых и загруженных рейсах цены на билеты оказывались велики, из-за чего на трансконтинентальных маршрутах рейсы иногда были заполнены только на 40 %. Для привлечения пассажиров авиакомпании были вынуждены лучше рекламировать себя и вводить на рейсах улучшенное обслуживание, то есть повышать расходы.