Закон судный людем


«Закон судный людем» (Законъ сѹдьнꙑи людьмъ), или «Судебник царя Константина», — древнейший славянский памятник права. Создан в конце IX века; сохранился в составе русских правовых сборников. [1]. Основным источником имел византийское право.

Наиболее обоснованной версией происхождения считается «моравская» гипотеза, согласно которой памятник был создан в рамках законотворческой деятельности архиепископа Мефодия в Паннонском диоцезе, а язык памятника сопоставляется с другими его переводами: славянским Номоканоном, который известен из Устюжской кормчей XIII—XIV ека, и «Анонимной гомилией» в составе глаголического Клоцева сборника XI века[1].

Первоначальный текст Закона судного не сохранился. Известен в составе рукописей русского происхождения — Кормчей книги, сборников, заимствованных из Кормчих в летописи, и других рукописных сборников (например, в составе Мерила Праведного).

Право, отражённое в Законе судном, своим источником имело византийские законы, титул XVII Эклоги, но было значительно переработано в соответствии с особенностями славянского обычного и раннегосударственного права.

Общепринято мнение о болгарском происхождении Закон судного. Впервые его высказал российский исследователь Г. А. Розенкампф[2].

Согласно этой версии, памятник был создан в Болгарии в княжение Бориса I вскоре после принятия болгарами христианства в 865 году. Это был период развития болгарского государства, усиления государственной власти, введения христианства в качестве официальной государственной религии, которая санкционировала складывавшийся правопорядок. Введение в Болгарии христианства сопровождалось введением единого нового права, которое регулировало общественные и производственные отношения и способствовало их дальнейшему развитию.