Зак, Лев Васильевич


Лев Васильевич Зак (фр. Léon Zack — Леон Зак; 12 июля 1892, Растяпино, Нижегородская губерния[2] — 30 марта 1980, Ванв, Иль-де-Франс) — русский поэт, художник, график, сценограф и скульптор. Теоретик и идеолог футуризма (группа «Мезонин поэзии»). Стихи публиковал под псевдонимом «Хрисанф», позже выступал под псевдонимом «М. Россиянский» (с вариантами «М. М. Россиянский», «Михаил Россиянский»).

Родился в деревне Растяпино в еврейской семье. Его родители поженились в 1891 году, это был второй брак матери — Розалии Моисеевны Россиенской (1856, Ковно — 1908, Нижний Новгород)[3], дочери занятого в чаеторговле ковенского купца Моисея Мироновича Россиенского (1834—1891), который по переезде в Москву в середине 1860-х годов стал одним из учредителей первой городской синагоги[4], и его жены Соры-Гитл Добринер (1834—?, родом из Тильзита в Восточной Пруссии)[5]. Его отец, народоволец и провизор Цалель Ицикович Зак (1854 — после 1916)[6][7][8], происходил из Шавлей, в 1878—1884 годах находился в ссылке в Иркутской губернии и Якутской области, по освобождении открыл в Нижнем Новгороде аптеку[9][10][11].

В 1902—1911 годах учился в гимназии при Лазаревском институте восточных языков в Москве; окончил гимназию с отличием и здесь же познакомился с Романом Якобсоном (который много лет спустя написал предисловие к книге Л. Зака «Des Perles aux aigles»). В 1916 году окончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Брал частные уроки живописи у А. Г. Якимченко (1905—1906), посещал художественные студии Ф. И. Рерберга и И. И. Машкова. С 1908 года участвовал в ежегодных выставках МТХ (1908—1912, 1916, 1917), в 1916—1917 годах в выставках Мира искусства в Петрограде. В 1909 году создал виньетки для журнала «Золотое руно» (№ 11/12), выполнил издательскую марку для издательства «Петербургский глашатай».

В 1913 году вместе с Вадимом Шершеневичем организовал литературную группу московских футуристов «Мезонин поэзии» (куда вошли К. Большаков, Рюрик Ивнев, Б. Лавренёв, С. Третьяков, П. Широков), оформлял обложки поэтических сборников членов группы, в том числе Рюрика Ивнева и Вадима Шершеневича, коллективных альманахов «Засахаре кры», «Вернисаж», «Пир во время чумы» (все — М.: Мезонин поэзии, 1913); как художник выступал в этих изданиях под настоящим именем и фамилией. В альманахах «Вернисаж», «Пир во время чумы» и «Крематорий здравомыслия» (1913) публиковал стихотворения под псевдонимом «Хрисанф»; теоретические работы в этих же альманахах были напечатаны под псевдонимом «М. Россиянский»[12]. Сами названия группы («Мезонин поэзии») и её альманахов принадлежали Л. В. Заку[13].