Западноевропейская мода 1600–1650 годов


Мода периода 1600—1650 годов в западноевропейской одежде является наиболее узнаваемой за весь XVII век, чему, в частности, поспособствовал историко-приключенческий жанр литературы (и впоследствии кино) т.н. «плаща и шпаги», популярный в XIX веке, его самым известным представителем являются «Три мушкетёра» Александра Дюма-отца. Она характеризуется заменой горгеры (фрезы) в пользу широких кружевных воротников. Талия силуэта «приподнялась» вверх как у мужчин, так и у женщин. Среди других примечательных изменений в моде того времени можно отметить полные рукава с прорезями и высокие или широкие шляпы с полями. У мужчин вместо плундров появились бриджи, продержавшиеся в моде вплоть до самого конца XVIII века. Также в это время широко распространяется обувь на каблуках: так, в Англии ещё в конце XVI века туфли (и мужские, и женские) по большей части были с плоской подошвой[1].

Силуэт, максимально прилегающий к телу, с узкими рукавами и низкой заостренной талией примерно к 1615 году начал постепенно смягчаться и расширяться. Рукава стали очень широкими, и в 1620-х и 1630-х годах их часто сшивали из лоскутков или делали разрезы для демонстрации рубашек и сорочек под ними.

В данный промежуток времени центр моды переместился из Испании во Францию, тренды и новые веяния начал задавать французский королевский двор.

Испанская мода в начале-середине XVII века оставалась консервативной, впрочем равно, как и в её бывшем владении — в Нидерландах, где последние парижские модные веяния проникали с опозданием на десять, а то и на двадцать лет[2]. Именно в Испании и Нидерландах, фреза продержалась дольше всего, исчезнув сначала у мужчин, а затем у женщин (также женщины носили фрезы во Франции и Англии).

Социальная напряженность, приведшая к Английской революции, отразилась на английской моде: сложные французские стили, популярные при дворе Якова I и его сына Карла I, контрастировали с практичной тёмно-белой гаммой пуританской одежды, занесённой в Новый Свет (в частности, в Новую Англию) в результате их бегства от угнетения на Альбионе.

В первые десятилетия века тенденция среди поэтов и художников на меланхолию находит свое отражение и в моде. Характерными признаками являются темные цвета, открытые воротники, расстегнутые платья или дублеты, а также в целом растрепанный вид, сопровождаемый на портретах утомленными позами и грустными выражениями лица.


Сапоги, детали портрета польского короля (и несостоявшегося русского царя) Владислава IV Вазы кисти Петера Данкретса де Рея, ок. 1640 г.