Звенигородская (станция метро, Санкт-Петербург)


«Звенигоро́дская» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Фрунзенско-Приморской линии, расположена между станциями «Садовая» и «Обводный канал».

Открыта 20 декабря 2008 года в составе первого пускового комплекса Фрунзенского радиуса. Была введена в эксплуатацию без выхода на поверхность. Для сообщения с остальными линиями метрополитена был задействован переходной коридор между станциями «Звенигородская» и «Пушкинская», а для выхода на поверхность — эскалаторный тоннель станции «Пушкинская». Собственные вестибюль и наклонный ход станции были открыты 27 декабря 2009 года.

По первоначальным данным от пресс-службы метрополитена[1], павильон должны были построить по проекту архитекторов Ю. В. Еечко и Н. В. Ромашкина-Тиманова. Этот проект описывался как двухэтажное здание с портиком[2], гармонично вписывающееся в архитектурный ансамбль бывших казарм Семёновского полка[3]. Планировалось на первом этаже разместить сам вестибюль, а на втором — службы метрополитена[1]. Однако проект был изменён, и вестибюль было решено встроить в ТРК «Звенигородский», возведённый по проекту «Адаманта»[4]. Проект фасадов здания принадлежит архитектору Р. М. Даянову[5].

Открытый 26 декабря 2009 года вестибюль станции с четырьмя эскалаторами встроен в ТРК «Звенигородский», открытый осенью 2010 года. Здание ТРК разместилось между домами № 1 и № 3 по Звенигородской улице. В 2021 году светильники наклонного хода были заменены со «световых столбиков» на «факелы».

«Звенигородская» — колонно-стеновая станция глубокого заложения (глубина ≈ 57 м). Первоначально станция планировалась как колонная, но из-за остановки в 1996 году работ по сооружению станции и, вследствие этого, возникших деформаций частично построенного тоннеля, в 2001 году было принято решение для предотвращения дальнейших деформаций заменить часть колонн глухими простенками. Боковые тоннели станции имеют увеличенный, по сравнению с типовой колонной станцией, диаметр — 9,8 метров; средний зал — типовой с расстоянием между осями колонн 3,8 метра в продольном направлении и 8 метров — в поперечном.

Станция построена по проекту архитекторов Ленметрогипротранса. Авторы проекта: Н. В. Ромашкин-Тиманов, Ю. В. Еечко, Д. А. Бойцов и Н. А. Виноградова[6][7]. Тематика художественного оформления станции посвящена Семёновскому полку, казармы которого располагались в районе выхода станции на поверхность на Семёновском плацу (ныне Пионерская площадь). Пол выполнен из зелёного гранита Rakhi Green (Индия) с цветными вставками и окантовкой из красного гранита Imperial Red (Индия). Стены облицованы мрамором Коелга, гранитом Кашина гора и тёмно-зелёным мрамором Indiana Green (Индия)[2]. Выбор поставщика и камня из Индии произведён специалистом по природному камню Владимиром Шестаковым. На станции установлено мозаичное панно из смальты с изображением самых первых семёновцев Петра Великого, выполненное в мастерской Российской академии художеств (художник А. К. Быстров)[8].