Звуковой метод обучения грамоте


Звуковой метод обучения грамоте (полное название — Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению) — метод в школьном лингвистическом образовании. Пришёл на смену буквослагательному методу.

Ещё в середине XX века во всех справочниках и учебниках вместо слова «Звуковой» применялось понятие «Фонемный» или «Фонемо-буквенный». К концу XX века почти во всех школьных и вузовских учебниках, а затем постепенно и в академических справочниках, понятие «Фонема» (то есть условный признак звука, артикуляционная характеристика звука) было заменено на слово «Звук».

Под словосочетанием «Звуковой метод» («Фонемо-буквенный аналитико-синтетический метод») подразумевается система обучения чтению, которая предполагает на первом этапе обучения разделение слов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения предполагает обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова, например на первом этапе дети учатся делить слово МАСКА на составляющие его буквы/фонемы М-А-С-К-А, а на втором этапе учатся соединять эти буквы/фонемы в слитнопроизносимые слоги МАС-КА.

Впервые система применена в Германии в начале XIX в.; в России — с 1860-х гг., особенно стараниями барона Корфа. См. Корф, «Русск. начальная школа» (СПБ. 1870), также учебники Ушинского, Тихомирова, Л. Н. Толстого, Рачинского, Зелинского, Золотова[1] и др.

Фонемо-буквенный аналитико-синтетический метод подвергался критическому анализу, например в работах Льва Штернберга.

Совершенно очевидный для языков, в которых «как слышится, так и пишется», метод остаётся спорным для языков, в которых правописание и произношение связаны плохо, вроде английского. Практические трудности при обучении грамоте на английском языке с применением звукового метода (англ. phonics) привели к созданию альтернативного подхода, так называемого Whole language[англ.], при котором обучаемые заучивают слова целиком, как иероглифы.