Здание театра А. С. Суворина


Здание театра А. С. Суворина (Апраксинского театра[1]) — памятник архитектуры. Расположен в Центральном районе Санкт-Петербурга, современный адрес — набережная реки Фонтанки, дом 65.

Здание было встроено в торговые ряды Апраксина рынка[2] — часть первого этажа занимали лавки и конторы, в боковых фасадах располагались квартиры служащих, а в торце со стороны рынка был расположен трактир. Цель его постройки изначально была коммерческой, а финансирование частным: граф А. С. Апраксин получил разрешение на строительство театра «для собственного пользования» в 1874 году, проект и строительство осуществил в 1876—1878 году Л. Фонтана, который ещё в процессе строительства взял здание в аренду. Уже в 1879 году Дирекция императорских театров[3] подписала с Фонтана контракт на право пользования театром в течение 10 лет и назвала его Императорским Малым театром[4].

В 1882 году Дирекция потеряла свою театральную монополию, и контракт был расторгнут[4]. После смены нескольких арендаторов[5] с сентября 1895 года здание занял литературно-артистический кружок Суворина, и сам А. С. Суворин стал фактическим владельцем театра[4].

В августе 1901 года в театре случился пожар, уничтоживший его практически полностью: на фотографиях, сделанных после пожара, видны лишь кирпичная основа здания и части металлических конструкций, торчащие из сгоревшей сцены. Ремонт театра длился больше года[6]. Восстановлением занимался архитектор А. К. Гаммерштедт, интерьеры расписывал Анджело Гуджиари, а занавес — декоратор Вагнер[7].

После революции здание театра было национализировано, и с 1920 года помещение получил Большой драматический театр[7].

Лицевой фасад здания парадный, строго симметричный, фасады со стороны рынка решены утилитарно. На главном фасаде выделяется расположенный по центру ризалит[4], внутри которого на первом этаже находится вестибюль, а на втором изначально находился балкон, а потом — фойе; этот ризалит завершён аттиковым этажом, обрамлённым вазами. Высокий цоколь здания рустован, над ним сделан этаж с коринфскими пилястрами на боковых крыльях и коринфскими же колоннами, обрамляющими арочное окно с архивольтом по центру; архивольт опирается на колонны ионического ордера (что перекликается с видом венецианской библиотеки святого Марка). Украшения второго и аттикового этажей сложнее украшения первого, что создаёт контраст и впечатление несобранности композиции[9].