Зерчанинов, Алексей Евграфович


Алексей Евграфович Зерчанинов (18481933) — русский католический священник, глава миссии для русских католиков византийского обряда, участник Первого и учредительного собора 1917 года в Петрограде.

Родился 9 (21) марта 1848 года в селе Большое Мурашкино Нижегородской губернии в семье православного священника. В 1871 году окончил Нижегородскую духовную семинарию и 10 сентября вступил в брак, а 15 октября был рукоположен в священники. Служил настоятелем прихода села Борисово Нижегородского уезда, где активно занимался миссионерством среди старообрядцев. Был благочинным Арзамасского уезда и законоучителем в шести училищах, из которых одно было создано на его собственные средства.

Тщательное изучение патристики привело его к убеждению в истинности католической веры и 9 января 1896 года он произнёс исповедание католической веры перед находившимся в ссылке в Нижнем Новгороде польским католическим пресвитером Марианом Фульманом. После принятия католичества вышел за штат, проживал на приобретённом им хуторе в деревне Вшивка Нижегородского уезда, где организовал начальное земское училище; открыто занимался апологетикой и пропагандой католического вероучения.

Выход из православия, тем более священника, был до 1905 года уголовно наказуем и Зерчанинов был арестован 3 июля 1898 года и помещён в Суздальскую тюрьму при Евфимиевом монастыре, где содержались религиозные преступники. Русская тайная католичка Н. С. Ушакова, родственница П. А. Столыпина ходатайствовала за о. Алексея перед императорским двором, в результате чего 21 февраля 1901 года Зерчанинов был освобождён из тюрьмы с условием проживания безвыездно на хуторе. К нему присоединился старший сын Юлий (ум. 1911), также ставший католическим священником.

В заключении и в период жизни на хуторе Зерчанинов создал два своих сочинения «Царство Божие в мире. Компиляция материалов, прочитанных деревенским дилетантом» и «Непокладные люди»[1]. В первом из них он, можно сказать, предвосхитил учение II Ватиканского Собора, говоря о несовершенной связи отделенных христиан с Католической Церковью и том, что их общение с ней поддерживается Святым Духом, что они являются "сущими католиками"[2].