Зильбер, Ицхак


Раввин Ицхак Зильбер (Исаак Яковлевич Зильбер, Ицхок Йосеф Циюни; 1917, Казань — 2004, Иерусалим) — активист еврейского религиозного подполья в Советском Союзе, основатель движения «Толдот Йешурун» за возвращение русскоязычных евреев Израиля к иудаизму и его духовный руководитель.

Раввин Зильбер родился в 1917 году в Казани у рава Бенциона Хаима Циюни (Зильбер) — раввина Казани — и Леи-Гитл Шапиро. Получил традиционное еврейское воспитание в условиях, когда это было практически невозможно, что оказало значительное влияние на всю его последующую жизнь. Религиозное чувство дало о себе знать очень рано. Уже в 5 лет Ицхак мечтал уехать в Палестину. Всё своё начальное образование, как религиозное, так и светское, рав получил от отца и ни дня не посещал школу. В 13 лет поступил учиться слесарному делу, затем работал слесарем 6-го разряда в производственных мастерских горсовета. В 1935 г. учился на вечерних подготовительных курсах Казанского химико-технологического института. Затем поступил, проучился там год, но поняв,что невозможно соблюдать Законы Субботы ,будучи студентом - химиком , решил перейти на математическое отделение Казанского университета. В заявлении на имя ректора Г. X. Камая он писал о своем «страстном» увлечении математикой и обещал учиться только на «хорошо» и «отлично». В 1935 году заочно сдал экзамены в Казанский университет. Изначально выбрал химию, но сменил её на математику. Поступил доцентом к профессору Николаю Чеботарёву, крупнейшему алгебраисту. Из КХТИ Зильбер был отчислен по собственному желанию 14 июля 1936 г. Этим же днем датировано и его заявление о переводе на второй курс физмата КГУ. Своё обещание Зильбер сдержал, университет окончил с отличием в 1941 году. После окончания университета работал сельским учителем. В 1945 году Рав Мордехай Дубин нашёл раввину Ицхаку невесту, и тот вскоре женится на Гите-Леи Зайдман в Куйбышеве. У Зильберов родилось 4 детей — сын Бен-Цион и 3 дочери.

В 19511953 годах сидел в лагере в Татарской автономной республике по обвинению в незаконном хранении облигаций( облигации принадлежали другому человеку ).В лагере продолжал самоотверженно соблюдать еврейские заповеди, несмотря на тяжелейшие условия жизни. В 1959 году был вызван на допрос, инициированный КГБ, по обвинению в прививании детям еврейского воспитания и их отказа писать в Шаббат. После угрозы местной ячейки компартии лишить его родительских прав бежал из Казани, забрав с собой позже всю семью.