Зименко, Владислав Мстиславович


Владисла́в Мстисла́вович Зиме́нко (31 октября 1919, Тверь, РСФСР — 24 октября 1994, Москва, Россия) — советский искусствовед, автор ряда работ по истории русского и советского искусства, многолетний главный редактор журнала «Искусство» (1958–1990)[1][2] и секретарь правления Союза художников СССР (1968–1990), где возглавлял секцию критики, искусствознания и печати. Кандидат искусствоведческих наук, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969).

В 1937—1938 гг. учился в Московском инженерно-строительном институте им. В. В. Куйбышева, в 1938—1941 гг. — в ИФЛИ, на искусствоведческом отделении филологического факультета[2]. После слияния ИФЛИ с МГУ закончил искусствоведческое отделение филологического факультета МГУ, защитив диплом по теме «Этюды по русской портретной живописи XVIII века» (руководитель — профессор М. В. Алпатов).

1946—1958 гг. — Научный сотрудник в Институте истории искусств АН СССР (впоследствии переименованном в Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительного искусства АХ СССР).

В 1957 году критик курировал первую выставку советского искусства в Новой Зеландии[3][4]. Известен портрет Зименко работы новозеландского художника Леонарда Митчелла[en] (картина выставлялась в мае 1958 года на выставке в Академии Изящных искусств Новой Зеландии)[5].

В 1958 году Зименко стал главным редактором журнала «Искусство» (он занимал эту должность до 1990 года). В журнале были опубликованы его статьи о творчестве Г. Коржева, Т. Салахова, А. Шважаса, В. Попкова, П. Никонова, Т. Яблонской, Д. Бисти, А. Гудайтиса, А. Сахаровской, В. Милашевского и др.

В 1958 году Зименко поехал в Лондон, где был куратором первой выставки русского и советского искусства, организованной Королевской академией художеств[6][7]. В советской делегации также состоял известный реставратор Степан Чураков[8]. Выставка открылась 1 января 1959 года в Берлингтон-хаус и продлилась два месяца[8][9]. По мнению Зименко, одной из главных работ на выставке была картина «Конец: Последние дни гитлеровской ставки в подземелье рейхсканцелярии» художников Кукрыниксы[10]. В марте 1959 года, всё ещё находясь в Лондоне, Зименко прокомментировал первую выставку работ Уинстона Черчилля в Королевской академии художеств американскому агентству New York Times News Service[9]. «Многие из работ демонстрируют профессиональный технический уровень. Я особенно впечатлён тем, как он справляется со сложной проблемой изображения воды», — отметил критик[9].