Зинченко, Владимир Петрович


Влади́мир Петро́вич Зи́нченко (10 августа 1931, Харьков — 7 февраля 2014, Москва) — советский и российский психолог, доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик РАО (1992). Один из основателей инженерной психологии и эргономики в России.

Владимир Петрович Зинченко родился 10 августа 1931 года в семье известного психолога П. И. Зинченко. Родной брат Т. П. Зинченко.

Окончил отделение психологии философского факультета МГУ (1953). Кандидат психологических наук (1957). Доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1992), вице-президент Общества психологов СССР (1968—1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с 1989), иностранный почётный член Американской академии искусств и наук (1989). Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии».

Педагогическая работа в МГУ (1960—1982). Организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1970 г.). Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969—1984). Заведующий кафедрой эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики1984 г.), профессор Самарского Государственного педагогического университета.

Область научных исследований — теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека. Развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманизацию системы образования.