Знамениты, потому что знамениты


Знамени́ты, потому́ что знамениты («Famous for being famous») — термин, употребляемый в отношении «звёзд», завоевавших популярность не благодаря своим заслугам, навыкам или талантам, а самим фактом появления в популярных продуктах средств массовой информации (см. пиар).

Термин принадлежит социальному историку и культурологу Дэниелу Бурстину, впервые появившись на страницах его работы «Имидж» (The Image: A Guide to Pseudo-events in America, 1961), где анализируется мир, в котором господствуют медиа. В этой работе Бурстин дает определение знаменитости как «человека, известного тем, что он известен» («a person who is known for his well-knownness»[1]). Он утверждает, что графическая революция в журналистике и появление новых форм коммуникации разделили определения славы и величия, и этот разрыв свёл понятие славы к простой известности. Так, оригинальная цитата культуролога видоизменилась в «селебрити — это люди, знаменитые тем, что они знамениты» («a celebrity is someone who is famous for being famous»). Британский журналист Малькольм Маггеридж был первым, кто использовал эту фразу во вступлении к своей книге «Muggeridge Through The Microphone» (1967), где он писал:

Раньше если кто-то был известен или печально известен, то это имело причину — будь он писателем, актёром или преступником — которая заключалась либо в его таланте, либо в его выдающихся качествах, либо в чём-то отвратительном. Сегодня человек знаменит, потому что он знаменит. Люди, подходящие к нему на улице или в общественном месте, дабы показать, что они его узнали, как правило говорят: «Я видел вас по телевизору!»