Зубов, Алексей Фёдорович


Алексе́й Фёдорович Зу́бов (около 1682–1683, Москва — около 1751–1752, там же) — русский гравёр, один из лучших мастеров эстампа петровской эпохи, один из основоположников ведуты в русском искусстве[1]. Сын иконописца Фёдора Зубова, младший брат гравера Ивана Зубова.

Сначала живописец при Оружейной палате, с 1699 года обучался у Адриана Шхонебека «грыдоровать гербы» (для гербовой бумаги). Для доказательства своих познаний в гравировании, Зубов уже в 1701 году представил в Оружейную палату копию с голландской Библии 1674 года, за подписью: «по фрески Сошествие Святого Духа».

Зубов скоро стал искусным гравёром и награвировал много больших листов, в которых достиг высокой техники. Огромный вид Санкт-Петербурга, выгравированный им на 8 досках, в пару виду Москвы, награвированному Яном Бликландтом, лучшее произведение А. Зубова. Ему также принадлежат изображения морских сражений («Баталия при Гренгаме», 1721 год), празднеств по случаю побед («Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой», 1711 год) и других важнейших событий того времени. Парадную часть подобных изображений Зубов дополнял точно переданными жизненными деталями. Он создавал гравюры, пользуясь чертежами и проектами зодчих, например, М. Г. Земцова. Документальность композиций совмещалась с декоративностью гравированного листа и изображением предполагаемых построек. Виды города изображались художником «с птичьего полёта», что способствовало ощущению масштабов грандиозных сцен — панорам берегов Невы.

С 1711 года Зубов работал в Санкт-Петербурге. Был старшим мастером при Санкт-Петербургской типографии. После смерти Петра I, в царствование Екатерины I, Зубов делает портрет императрицы (1726 год, с оригинала И. Адольского), гравирует, вместе с П. Пикартом, конный портрет Петра (1726 год), исполняет по заказу А. Д. Меншикова портреты жены и дочери «светлейшего» князя — Д. М. и М. А. Меншиковых (1726 год). Осенью 1727 года закрывается Санкт-Петербургская типография, при которой Зубов состоял с момента приезда в северную столицу. После отставки он вынужден был, как и его брат, превратиться в мастера народных лубочных картинок. Художник пытался устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но постоянную работу там так и не получил. К 1730 году он возвращается в Москву.