Иверская часовня


И́верская часо́вня — часовня со списком Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот в Москве, ведущих на Красную площадь (конец XVII — начало XIX века, разрушена в 1929 году, воссоздана в 1994—1995 годах).

Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери был привезён с Афона в Москву 13 октября 1648 года[1] и временно помещён в греческом Никольском монастыре. Спустя некоторое время его отправили в Валдайский Иверский монастырь (последнее упоминание о нахождении точного списка относится к 1913 году в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря), а для Москвы по повелению Алексея Михайловича монастырю заказали сделать точную копию с привезённого из Афона списка. Прибывший в Москву список, сделанный русскими иконописцами, поместили при триумфальных Неглиненских воротах Китай-города, через которые традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь. В 1669 году эти ворота были перестроены и названы Воскресенскими. Для защиты иконы от ветра и дождя был сделан небольшой деревянный навес, а позже в 1680 году воздвигли часовню, где служили монахи Иверской общины[2].

Деревянная часовня перестраивалась в 1746 году, а окончательный вид приобрела в 1791 году, когда её перестроил в камне архитектор Матвей Казаков[3]. После разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном, художник Пьетро Гонзаго выполнил внутренние и наружные украшения часовни, наверху была установлена позолоченная фигура ангела с крестом. Голубой купол часовни был усыпан звёздами. Часовня вмещала не более пятидесяти человек[2]. Была приписана к Николо-Перервинскому монастырю.

По традиции, всякий, идущий на Красную площадь или Кремль, перед входом в ворота прикладывался к иконе, под воротами мужчинам полагалось проходить без шапки. Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал её во время отсутствия. Тесный храм, открытый круглые сутки, всегда был заполнен молящимися. Часовня упоминается в произведениях Льва Толстого, Ивана Бунина, Ивана Шмелёва, Герберта Уэллса, Марины Цветаевой:

Маркиз Астольф де Кюстин в книге «Россия в 1839 году» свидетельствует, что икону почитали и неправославные москвичи, в частности, итальянцы-католики, утверждавшие, что «эта мадонна творит истинные чудеса». Нередким было карманное воровство в переполненном храме, о чём иронически писал поэт XIX века Николай Щербина:

Здесь воздух напоен дыханием молитвы.
Сюда мошенники приходят для ловитвы.
Здесь умиление — без носовых платков
И благочестие — нередко без часов.