Иегуда Хасид из Регенсбурга


Иегуда Хасид из Регенсбурга, Иегуда́ бен-Шмуэ́ль хе-Хаси́д[1], Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид[2], Иуда бен Самуил[3][4] (ивр. יהודה החסיד‎, «Иуда Благочестивый»; 1140, Шпайер — 1217, Регенсбург) — германский раввин, основоположник направления «Хасидей Ашкеназ», еврейского мистического движения в средневековой Германии.

Движение «хасидей ашкеназ» (хасидим ришоним) отличается от обычного каббалистического мистицизма, поскольку сосредотачивается на особых молитвах и этическом поведении. Йегуда Хасид поселился в Регенсбурге в 1195. Наиболее его известные труды — «Сефер хасидим» (Книга благочествых) и «Сефер ха-Кавод» (Книга славы), последняя была утрачена и известна по цитатам из других авторов. Наиболее известные ученики раввина Йегуды — раввин Рокеах и Моше бен Яаков.

Йегуда ха-Хасид происходил из древнего рода каббалистов. Его отец, Шмуэль Хасид (Шмуэль Кадош) возглавлял дом учения в Шпеере, а его дедушка Клонимус был выдающимся мудрецом и меценатом. После переезда в Регенсбург основал там дом учения, где воспитал ряд известных еврейских мудрецов. Оставил одного сына — Моше Звалтмана. Внук Йеуды — Элазар, сын Моше ха-Даршана.

«Сефер-хасидим», традиционно приписываемая р. Йеуда а-Хасиду, состоит из трёх отдельных книг (во многих издания включается также четвёртая книга без названия и пятая книга — комментарий на Мишлей):

Сефер хасидим занимается вопросами этики и повседневной жизни: отношениям с местным населением, торговле и т. п. Рассматриваются смысл и правила соблюдения различных заповедей.

Завещание р. Йеуды ха-Хасида обычно издаётся в начале «Сефер хасидим». Представляет собой мистические дополнительные запретительные указания, касающиеся различных аспектов повседневной жизни и имеющее ряд дополнений, добавленных другими хасидей ашкеназ. При этом ряд запретов касается не всех евреев, а только потомков р. Йеуды. Запреты, содержащиеся в «завещании» во многом напоминают суеверия, однако, как правило, имеют под собой каббалистическое основание.