Иерихонская башня


Башня Иерихона — каменное строение высотой около 8,5 метров, созданное в Иерихоне эпохи докерамического неолита (около 8000 г. до н. э.)[1]. Это один из самых ранних каменных памятников архитектуры[2].

Стена Иерихона[англ.] была обнаружена Джоном Гарстангом во время раскопок 1930—1936 годов. Гарстанг отнёс эти постройки к Иерихону, описанному в «Книге Иисуса Навина», и датировал их примерно 1400 годом до нашей эры[3]. Кэтлин Кеньон обнаружила башню, построенную у стены внутри города, во время раскопок 1952-58 гг. в траншее I. Кеньон представила доказательства того, что и стена, и башня датируются гораздо более ранним периодом — неолитом (новым каменным веком) и относятся к одному из первых в истории протогородов[3]. Башня показывает важность Иерихона и даёт материал для понимания моделей поселений в султанский период на юге Леванта.[4]

Башня конической формы построена из необработанного камня, внутри имеет лестницу из двадцати двух ступенек. У основания диаметр почти 9 метров, около вершины — 7 метров; стены имеют толщину в полтора метра. По оценкам, на строительство башни ушло 11 000 рабочих дней. Башня могла использоваться как укрепление, система защиты от наводнений, храм и (или) политический символ общинной власти и территориальных притязаний.

В начале XXI века исследования Рана Баркая и Роя Лирана из Тель-Авивского университета позволили предположить, что при строительстве башни учитывались астрономические и социальные цели. Они использовали компьютерное моделирование, чтобы определить, что тень близлежащих гор сначала падает на башню на закате летнего солнцестояния, а затем распространяется по всему городу, что можно считать ранним примером археоастрономии[2]. Учитывая, что на момент строительства не было никаких известных вторжений в этот район, оборонительное назначение башни, стены и рва в Иерихоне было поставлено под сомнение. Поскольку никаких захоронений в районе башни обнаружено не было, Баркай и Лиран также считают маловероятными предположения о ритуальных функциях башни.

Баркай в «Джерузалем пост» утверждал, что эта структура использовалась для того, чтобы убедить людей вести более тяжёлый образ жизни с развитием сельского хозяйства и внедрением социальной иерархии. В заключение он сказал: «Мы считаем, что эта башня была одним из механизмов мотивации людей к участию в коллективном образе жизни»[1].