Изгнание евреев и мусульман из Португалии


Изгнание евреев и мусульман из Португалии (порт. Perseguição de Judeus e Muçulmanos) — изгнание евреев и мусульман, начавшееся 5 декабря 1496 года, когда король Португалии Мануэл I подписал указ об изгнании евреев и мусульман, вступавший в силу к концу октября следующего 1497 года[1].

До XV века некоторые евреи занимали видное место в политической и экономической жизни Португалии. Например, Ицхак Абрабанель был казначеем короля Португалии Афонсу V. Многие из них также играли активную роль в португальской культуре, и традиционно имели репутацию опытных дипломатов и торговцев. К этому времени в Лиссабоне и Эворе сформировались большие еврейские общины.

5 декабря 1496 года король Португалии Мануэл I издал декрет, согласно которому все евреи должны были либо принять католицизм, либо покинуть страну, чтобы удовлетворить просьбу католических королей Испании во время переговоров о брачном контракте между ним и их старшей дочерью Изабеллой; изгнание евреев было негласным условием для заключения этого брака[2]. Король продемонстрировал своё желание полностью и навсегда искоренить иудаизм в Португалии, издав два указа[1]. За первым указом об изгнании 1496 года последовал эдикт о принудительном обращении от 1497 года, согласно которому португальским евреям было запрещено покидать страну, и они были насильно крещены и обращены в христианство[3]. Те евреи, которые отказались платить налоги в знак протеста, были депортированы из Португалии и брошены на произвол судьбы на островах Сан-Томе и Принсипи у западного побережья Африки[4]. Для португальских конверсо наступили тяжелые времена: в Лиссабоне в 1506 году были убиты 2000 человек, а в 1536 году была создана португальская инквизиция.

Когда король разрешил конверсо покинуть страну после резни в Лиссабоне в 1506 году, многие отправились в Османскую империю, особенно в Салоники и Константинополь, а также в султанат Ваттасидов в Марокко. Меньшая часть отправилась в Амстердам, Францию, Бразилию, Кюрасао и на Антильские острова, в Суринам и Новый Амстердам. Об этих событиях до сих пор напоминает использование языка ладино некоторыми еврейскими общинами в Греции и Турции, португальские диалекты Антильских островов и многочисленные синагоги, построенные испанскими и португальскими евреями[en]. Среди самых известных потомков португальских евреев, которые жили за пределами Португалии, — философ Барух Спиноза и экономист Давид Рикардо.