Издательская марка


Развитие печатного дела способствовало появлению как типографий, так и издательских марок, которыми они стали обозначать собственную продукцию. Первая издательская марка появилась в Майнцской Псалтири, напечатанной в 1457 году Петером Шеффером и Иоганном Фустом[1]. Одной из наиболее известных старых марок является марка венецианского издателя Альда Мануция с дельфином и якорем, которую он впервые использовал в 1502 году[2]. В основу знака положена пословица Festina lenteлат. поспешай медленно). Дельфин был символом скорости и ловкости, якорь олицетворял надежность, стабильность. К тому же оба символа печатника отсылали к образу портовой Венеции, столицы Адриатики.

Книги первоначального этапа печатного дела имели заметную материальную стоимость, поэтому для предотвращения кражи книги прикрепляли к полкам металлическими цепями. Другим средством защиты стал знак владельца — небольшой листок бумаги с отметкой имени и фамилии владельца, его герба, девиза и т. д. Так возник экслибрис. К созданию экслибрисов и торговых марок привлекали лучших художников эпохи. Однако издательства или типографии возникали не каждый год, тогда как потребность в экслибрисах только увеличивалась. Создание издательских марок логично замедлилось, тогда как создание экслибрисов ускорилось. Популярность печатной графики, более доступной всем желающим, чем дорогая живопись, сделало экслибрис любимцем графики и вожделенным предметом для коллекционеров. Лишь ограниченный круг коллекционеров и библиофилов специализировался на истории печатных марок.

В начале XX века к изучению издательских марок приложил усилия А. И. Ларионов[3]. В октябре 1998 библиотека Барселонского университета запустила базу данных издательских марок «Printers' Devices of the Ancient Book Section»[4]. Библиотека Флоридского университета предоставляет доступ к оцифрованным маркам[5]. В статье «Printers' Devices as Decorative Elements in Library Architecture» отслеживается история использования издательской марки в свете проявления английского художественного движения «Искусства и ремёсла» в библиотеках, таких как библиотека Чикагского университета (Лукантонио Джунти[it]); библиотека Уайденер Гарвардского университета (Уильям Кэкстон, Фуст и Шёффер, Альд Мануций, Бертольд Рэмболт[en]); библиотека Моррисон-Ривз в Ричмонде, Индиана (Уильям Кэкстон, Альд Мануций, Симон Востр, Христофор Плантен)[6].