Илли


И́лли — героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Наибольшее развитие жанр получил в XV-XIX веках.

Одной из стилевых особенностей илли является приуроченность песенных событий к определённому времени года, суток, что делает их сюжеты более достоверными для слушателей. Были сформированы некоторые поэтические формулы — каждому этапу повествования, действию героя соответствует определенное время суток, например, песенные события чаще всего начинаются вечером, герой отправляется в поход — утром. Эстетическим законом жанра также является изображение противников героя через их неблаговидные поступки.

Основная идея илли нередко содержится в переживаниях героя, его речах, размышлениях и думах. Ещё одним признаком эпичности являются устойчивая форма обращений героев друг к другу. Провожая сына в поход, мать произносит напутствие, после выезда из села, герой обращается с речью к коню, есть также обращения героя к Тереку, матери (она занимает в эпосеособое место) — к врачам, лечащим раненного сына. Эти позднеэпические мотивы говорят об устоявшейся композиционной модели.

Существуют и пародийные, иронические илли. В их построении использованы те же приёмы, что и в обычных илли, это делает пародию более острой и смешной. Появление илли-пародий говорит об эволюционной завершённости жанра. Существуют песни, рождённые во взаимодействии с песенно-поэтической культурой Дагестана. Поздним илли присущ антифеодальный характер и остросоциальные мотивы.

Во многих илли изображены реальные исторические события. Обычно в основу сюжета ложился эпос о сопротивлении насилию захватчиков, борьба с несправедливостью, против иноземных князей, местных феодалов, месть. Популярны сюжеты об эпических испытаниях главного героя, которые он проходит, борясь за невесту.

Лейтмотивы чеченских и ингушских илли — это стремление к свободе личности, следование горскому кодексу чести, защита родины и чести рода, умение достойно выходить из самых трудных ситуаций, бесконечная любовь матери к сыну, боль за родную землю.