Имитационная демократия


Имитационная демократия (управляемая демократия, англ. guided democracy, манипулируемая демократия, декоративная демократия, квазидемократия, псевдодемократия) — форма устройства политической системы государства, при которой, несмотря на формально демократическое законодательство и формальное соблюдение всех выборных процедур, фактическое участие гражданского общества в управлении государством и влияние общества на власть (обратная связь) мало́ или минимально.

Имитационная (управляемая, манипулируемая, декоративная, квази, псевдо) демократия, как правило, имеет политическую систему с доминирующей партией. При такой «демократии» может появиться скрытая диктатура. Также такая демократия может быть в марионеточном государстве. Управляемой демократией называли официальную концепцию правления индонезийского президента Сукарно.

Термин управляемая демократия близок к термину тоталитарная демократия, однако их не следует смешивать. Термин тоталитарная демократия стал известен благодаря израильскому историку Якобу Талмону  (англ.). До него данное понятие использовалось Бертраном де Жувенелем и Эдуардом Карром.

В книге Якоба Талмона 1952 года «Истоки тоталитарной демократии  (англ.)» (The Origins of Totalitarian Democracy) обсуждается трансформация государства, в котором традиционные ценности и догматы веры формируют такую роль правительства, при которой общественная полезность имеет ведущий приоритет. Его работа — это критика идей Жан-Жака Руссо, французского философа, чьи идеи повлияли на французскую революцию (переворот). В своём произведении «Об общественном договоре» Руссо утверждает, что интересы личности и государства одинаковы, и обязанностью государства является реализация «общей воли».

Политический неологизм «мессианская демократия» также встречается во введении к его работе: на самом деле с позиции середины XX века, история последних 150 лет выглядит систематической подготовкой к стремительному столкновению эмпирической[1] и либеральной демократии с одной стороны, и тоталитарной и мессианской с другой, в этом сегодня состоит мировой кризис[2].

В похожей манере Герберт Маркузе в своей книге 1964 года «Одномерный человек» описал общество, в котором, по его словам: «…свобода может стать мощным инструментом доминирования. …Свободные выборы хозяев не упраздняют этих хозяев или рабов…»[3].