Иммерсивность


Иммерси́вность (от англ. immersive — «присутствие, погружение») — способ восприятия, создающий эффект погружения в искусственно созданную среду. Различные примеры эффекта погружения мы наблюдаем в управлении FPV-устройствами, кинематографе, театрализованных представлениях, постоянном взаимодействии с виртуальным сообществом в социальных сетях или многопользовательских играх. Иммерсивность обычно определяют как погружение в определённые, искусственно сформированные условия. Основной акцент делается на технологические факторы моделирования сознания посредством визуализации искусственного окружения.

Определённые уровни иммерсивного восприятия достигались в литературе и живописи с момента их зарождения. Именно глубина восприятия предопределяла успех произведений искусства. Предметом изучения психологии является вопрос, на который пока не получено ответа: как человеческое сознание разделяет субъективную, объективную и моделируемую реальность?

История рассматриваемого феномена начинает отсчёт с момента первых попыток воссоздания окружающей реальности посредством рисунка, музыки и тому подобных способов[источник не указан 717 дней]. Важно отметить, что всегда восприятие не было однозначным, на кого-то влияние оказывалось с большим эффектом, на кого-то с меньшим.

Существует большое количество примеров внедрения иммерсивности в культуру, в основном, западную. «Secret cinema» (в переводе с англ. — «секретный кинотеатр») в Лондоне предлагает окунуться в виртуальную реальность и обещает полное стирание границ между реальным и виртуальным миром. «Sleep No More»[1] (в переводе с англ. — «сна больше нет») в Нью-Йорке — это иммерсивный театр, куда приходят люди, чтобы на время окунуться в моделируемую реальность. Российский театр спустя несколько лет перенял эту тенденцию. Иммерсивный мюзикл «Чёрный Русский» (Black Russian)[2], премьерные показы которого состоялись 15-18 сентября 2016 года, привнёс новое веяние в театральное искусство. Вот ещё несколько примеров иммерсивных спектаклей, которые можно увидеть в российской столице: «Морфеус», «Вернувшиеся»[1] Архивная копия от 17 мая 2017 на Wayback Machine, «Неявные воздействия»[3], «Русские сказки», «Твоя игра», «Москва 2048»[4]. Современные технологические решения позволяют активизировать внутреннее восприятие окружающего пространства, что даёт возможность формирования чувственного восприятия и создания внутреннего ощущения включённости (вживания) в реализуемый процесс.