Императорский павильон (станция)


Импера́торский (Ца́рский) павильо́н — неиспользуемое здание железнодорожного вокзала в узле веток Петербурго-Варшавской железной дороги и Императорской ветки. Павильон находится в городе Пушкин.

Для приёма поездов через станцию Александровская Петербурго-Варшавской железной дороги, идущих в Царское Село, в 1895 году началось строительство Царского павильона. Проект, утверждённый 30 июня 1895 года, включал в себя деревянный вокзал[2] и крытую платформу длиной 100 саженей (213,4 м) и шириной 4 сажени (8,5 м). Павильон имел 4 помещения: проход (вестибюль) — 7,00 кв. саженей (31,9 м²); императорский зал — 12,25 кв. саж. (55,8 м²); уборная — 3,38 кв. саж. (15,4 м²); туалет — 1.76 кв. саж. (8,0 м²). Общая площадь здания составила 24,4 кв. саж. (111 м²).

9 августа 1896 г. утвердили проект пристройки к Царскому павильону[3]. Здание павильона стало симметричным — появились свитская комната площадью 11,2 кв. саж. (51 м²); телеграф с тамбуром — 4,32 кв. саж. (19,67 м²); уборная — 1,84 кв. саж. (8,36 м²). Общая площадь павильона возросла до 41,7 кв. саж. (190 м²).

Движение по Императорской ветке, построенной Московско-Виндаво-Рыбинской железной дорогой и начинавшейся у Императорского павильона[4][5] Царскосельского (Витебского) вокзала, было открыто в 1902 году. По ней в Царское Село отправлялись члены императорской фамилии и представители иностранных держав.

В 1903 году[6][7] станция Царский Павильон, расположенная в Царском Селе, получила дальнейшее развитие.

25 января 1911 года деревянный вокзал полностью сгорел[8], уцелела лишь платформа и часть навеса. На месте сгоревшего павильона по проекту архитектора В. А. Покровского и при участии выпускника Академии художеств М. И. Курилко, работавшего по приглашению мастерской «Наследники П. П. Пашкова», в 1912 году возведено новое здание, от которого по территории Фермского парка была проложена шоссейная дорога к Александровскому дворцу. На плановое и конструктивное решение нового Императорского павильона в Царском Селе оказал влияние Императорский павильон Царскосельского (Витебского) вокзала Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги в Санкт-Петербурге. Парадная часть здания включала три зала: в центре находился квадратный вестибюль с парадным крыльцом, залы по сторонам вестибюля предназначались для императора и его свиты: с южной стороны находился Царский зал, с северной — Свитский зал. Металлический дебаркадер над перронами и путями, примыкавший к восточному фасаду вокзала, служил для приёма поездов. К главному входу был пристроен пологий пандус, а под своды арочного проёма парадного крыльца заезжала карета или автомобиль.