Петербурго-Варшавская железная дорога


Петербурго-Варшавская железная дорога — четвёртая железная дорога, построенная в Российской империи в 1852—1862 годы в соответствии с императорским указом от 15 февраля 1851 года. Протяжённость 1046 вёрст, с ветвью к границе с Пруссией — 1225 вёрст (1280 км). Проведена через города Гатчина — Луга — Псков — Остров — Пыталово — Режицу — Динабург (Двинск) — Вильно — Ландварово — Гродно — Белосток.

В настоящее время участки дороги относятся к Октябрьской железной дороге (РЖД), Латвийской железной дороге, Литовским железным дорогам, Белорусской железной дороге и Польским железным дорогам.

Линия проложена через губернии: С.-Петербургскую (на протяжении 218 вёрст), Псковскую (153 версты), Витебскую (127,5 версты), Курляндскую (17,9 версты), Ковенскую (31,8 версты), Виленскую (216,5 версты), Гродненскую (137,9 версты), Ломжинскую (67 вёрст), Седлецкую (28,2 версты), Варшавскую (47 вёрст); ветвь до границы с Пруссией — через Виленскую (58,7 версты), Ковенскую (22,4 версты) и Сувалкскую (80,9 версты). Наибольшее возвышение над уровнем моря на 448-й версте (перегон Антонополь — Рушоны) — 596,69 футов, наименьшее на 1-й — 17,57 футов.

15 февраля 1851 года подписан указ императора Николая I о проведении изысканий для постройки на средства казны дороги Санкт-Петербург — Варшава.

Строительство начато в 1852 году под руководством инженера генерал-майора Э. И. Герстфельда, его помощниками были генерал-майор С. В. Кербедз и полковник А. А. Богушевский.

31 октября (12 ноября1853 года открылось движение поездов на участке Санкт-Петербург — Гатчина (41 верста/45 км)[1]. Это был двухпутный участок, он был единственным на железной дороге по 1870-е годы, когда стали укладывать вторые пути и на других участках. На казённые деньги дорогу довели только до Гатчины, так как Крымская война истощила государственные средства.