Императрица Мария (линкор)


«Императри́ца Мари́я»линкор-дредноут Российского императорского флота, головной корабль одноимённого типа, построен для Черноморского флота. К началу Первой мировой войны находился в достройке. В 1915—1916 годах несколько раз выходил в море во главе линейной эскадры, но боестолкновений не имел. 20 октября 1916 года на севастопольском рейде, в полумиле от берега, на корабле произошёл взрыв порохового погреба, корабль затонул, 225 моряков погибли, 85 были тяжело ранены. Причины взрыва в точности не установлены, наиболее вероятна диверсия. Поднят в результате работ 1917—1918 годов, позднее разделан на металл.

11 июня 1911 года заложен на заводе «Руссуд» в Николаеве одновременно с однотипными линкорами «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая». Строитель — Лев Коромальди. Корабль назван в честь супруги императора Александра III, императрицы Мария София Фредерика Дагмар (Да́гмара), и в память о флагманском парусном линейном корабле адмирала П. С. Нахимова во время Синопского сражения. Корабль спущен на воду 6 октября 1913 года, к началу 1915 года почти достроен. Прибыл в Севастополь днём 30 июня 1915 года.

На ходовых испытаниях линкора выявился дифферент на нос (посадка «свиньёй»), из-за которого при волне заливало палубу, корабль плохо слушался руля. По требованию постоянной комиссии, проводившей испытания линкора, завод принял меры по облегчению носовой части. Постоянная комиссия также сделала замечания касательно охлаждения артиллерийских погребов: «Система аэрорефрижерации артиллерийских погребов „Императрицы Марии“ испытывалась в продолжение суток, но результаты получались неопределённые. Температура погребов почти не понизилась, несмотря на суточную работу холодильных машин. Неудачно выполнена вентиляция. Ввиду военного времени, пришлось ограничиться только суточными испытаниями погребов».

С вступлением корабля в строй соотношение сил на Чёрном море резко изменилось. С 13 по 15 октября 1915 года линкор прикрывал действия 2-й бригады линейных кораблей («Пантелеймон», «Иоанн Златоуст» и «Евстафий») в районе Зонгулдака. Со 2 по 4 и с 6 по 8 ноября 1915 года прикрывал действия 2-й бригады линейных кораблей во время обстрела Варны и Евксинограда. С 5 февраля по 18 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской десантной операции.

Летом 1916 года по решению Верховного главнокомандующего Русской армией императора Николая II Черноморский флот принял вице-адмирал А. В. Колчак. Адмирал сделал «Императрицу Марию» своим флагманским кораблём и систематически выходил на нём в море.

20 октября 1916 года на севастопольском рейде, в полумиле от берега, на корабле произошёл взрыв порохового погреба, корабль затонул (309 членов экипажа погибло при взрыве и умерло от ран)[1].