Имперская палата музыки


Имперская палата музыки (нем. Reichsmusikkammer) — структурное подразделение Имперской палаты культуры в нацистской Германии. Она занималась пропагандой «хорошей немецкой музыки», написанной арийцами и соответствующей нацистским идеалам, в то же время подавляя другую, «дегенеративную» музыку, к которой причисляли атональную музыку, джаз и музыку еврейских композиторов. Палата была основана в 1933 году Йозефом Геббельсом и функционировала до падения нацистской Германии в 1945 году.

Одной из главных целей Имперской палаты музыки состояла в том, чтобы через восхваление и пропаганду «хорошей немецкой музыки», в частности, Бетховена, Вагнера, Баха, Моцарта, Гайдна, Брамса, Брукнера и им подобных, утвердить мировое превосходство Германии в культурном отношении. Эти композиторы и их музыка идеологически переосмыслялись, в ней видели восхваление немецких добродетелей и культурной самобытности.

Музыка и композиторы, которые не подпадали под определение «хорошей немецкой музыки», предавались осуждению, а затем запрещались. Имперская палата музыки запрещала исполнение произведений различных великих композиторов прошлого, в том числе композиторов-евреев по происхождению: Малера, Мендельсона и Шёнберга, а также Дебюсси, который был женат на еврейке. Музыка композиторов-диссидентов, таких как Альбан Берг, также попадала под запрет. А композиторы, чья музыка когда-либо считалась сексуально вызывающей или дикой, такие как Хиндемит, Стравинский и им подобные, были заклеймены как «дегенераты» и также запрещены.

Джаз и свинг считались дегенеративными и были запрещены. Джаз именовался «негритянской музыкой» (нем. Negermusik)[1], а свинг ассоциировался с различными еврейскими дирижёрами и композиторами, такими как Арти Шоу и Бенни Гудмен. Также были запрещены еврейские композиторы из «Tin Pan Alley», такие как Ирвинг Берлин и Джордж Гершвин.

Имперская палата музыки также выполняла функцию гильдии музыкантов, в которую композиторы, исполнители, дирижёры, учителя и производители инструментов были обязаны вступить, чтобы продолжить или начать карьеру в музыке. В членстве могло быть отказано по признаку расы или по политической причине[2]. Десятки композиторов, авторов песен и музыкантов были разорены или отправлены в изгнание, потому что по той или иной причине (часто политической или расовой) они не придерживались или не соответствовали стандартам Имперской палаты музыки. Например, карьера популярного композитора, писавшего в жанре оперетты, Леона Есселя была погублена Имперской палатой музыки, когда сначала поощряла бойкот его музыки, а затем и вовсе запретила её.

Хотя Йозеф Геббельс и другие высокопоставленные нацисты из Имперской палаты культуры в целом контролировали деятельность Имперской палаты музыки, всё же были назначены номинальные президент и вице-президент. Первоначально это было сделано для связей с общественностью и престижа самой организации.