Импровизированная боевая машина


Импровизированная боевая машина представляет собой боевую машину, созданную посредством модификации гражданского или военного небоевого транспортного средства, зачастую созданную повстанческими силами в кустарных условиях.

Подобные модификации, как правило, осуществляются посредством установки брони и вооружения на автомобиль, трактор, плавсредство и так далее. Практика создания ИБМ началась с момента внедрения первых автомобилей в военное дело. Практика создания импровизированных боевых машин продолжается даже в тех государствах и странах, что имеют военно-промышленный комплекс. Превращение небоевого транспорта в боевое характерно прежде всего для боевых организаций (мятежников, бунтовщиков, повстанцев), отсталых государств и стран, не имеющих технических и финансовых средств для создания или приобретения за рубежом полноценных боевых машин.

Одна из первых ИБМ была построена для британской армии в Дублине во время Пасхального восстания в 1916 году. Она была сделана из трёхтонного грузовика «Даймлер», который реквизировали у дублинской пивоварни «Гиннесс». Бронированный корпус был создан путём монтирования паровозных дымовых коробок на грузовик. В коробке были проделаны отверстия для стрельбы, также были нанесены чёрные пятна для имитации отверстий для стрельбы, чтобы вводить снайперов в заблуждение. Сталью была защищена также кабина водителя и радиатор грузовика.

Строительство заняло менее чем один день в мастерской Большой южной железной дороги. После того, как восстание было подавлено, части локомотива были возвращены железной дороге, а грузовик вернулся к своим владельцам.

В ходе Гражданской войны в России ВСЮР отметилась созданием самоходной артиллерийской установки «Буллок-Ломбард» на базе полугусеничного американского трактора Lombard. САУ имела вооружение в виде 120-мм морской пушки Канэ. Общее их количество было невелико. Буллок-Ломбард стала одной из первых САУ в истории[1].

Созданная во время североафриканской кампании Второй мировой войны, Особая воздушная служба (SAS) специализировалась на проведении молниеносных атак, в частности, против аэродромов стран «оси». Поскольку ни одна машина не была приспособлена к такого рода операций, SAS были вынуждены строить свои собственные на основе джипов Willys MB, приобретённых в рамках ленд-лиза. Порой удалялись ветровые стёкла, а иногда и бампер, в целях экономии веса, а также для перевозки дополнительного полезного груза. Решётка радиатора часто демонтировалась, чтобы получать больше воздуха для лучшего охлаждения двигателя в горячем климате пустыни. В качестве вооружения ставились разнообразные комбинации пулемётов типа Vickers K, пулемётов Браунинга.