Ингушская литература


Ингушская литература (ингуш. Гӏалгӏай литература) развилась на основе её национального фольклора. К нему относятся ингушский нартский эпос, легенды, притчи, песни, пословицы и поговорки и др. Сама литература была написана на ингушском языке (или русском), а её фольклор повлиял на характер различных жанров литературы[⇨].

С середины XIX века начала зарождаться ингушская письменная литература. Попытки ингушской интеллигенции последней трети XIX — начала XX вв. создать письменный язык и образцы литературных произведений внесли большой вклад в формирование ингушской литературы. Первым ингушским литератором являлся А. Б. Базоркин, который написал этнографический очерк «Горское паломничество» (1875), в котором присутствовали элементы художественного повествования. В 1870—1910-х годах ингушская литература широко была представлена жанром очерка (исторического, художественного, документального и этнографического)[⇨].

С установлением советской власти ингушская литература получила новый этап в развитии. Был сформирован ингушский литературный язык и создана газета «Сердало», на страницах которой развивалась ингушская литература. Были написаны первые произведения на ингушском. Началась широкая переводческая работа ингушскими писателями. В 1924 году было основано Ингушское литературное общество (позже — ассоциация). Для произведений конца 1910-х — 1930-х годов были характерны социальная ангажированность и агитационная направленность. Это общественно-политические очерки и повесть «Джан-Гирей» (1925) А. Г. Гойгова, очерки Х. С. Осмиева; поэзия Т. Д. Бекова, М. Ф. Аушева и С. И. Озиева. Документальная повесть «Адский остров» (1926) С. А. Мальсагова впер­вые повествовала о Соловецком лагере. В период Великой Отечественной войны наиболее актуальной в поэзии, драматургии и публицистике стала антифашистская тема. Она была представлена в творчестве И. М. Базоркина, Б. Х. Зязикова, М. М. Хашагульгова и Дж. Х. Яндиева. В 1944—57-х годах литературная деятельность ингушей была прервана с связи депортацией в Среднюю Азию и Казахскую ССР[1][⇨].

С восстановлением прав ингушского народа после XX съезда КПСС ингушская литература была «возрождена». Во 2-й половине 1950-х годов интенсивно развивалась поэзия Дж. Х. Яндиева, Х.-Б. Ш. Муталиева, Х. С. Осмиева, А. Э. Хамхоева и др., а также литературная критика. С 1958 года возобновился выход газеты «Сердало», а также начал выходить новый литературный альманах на ингушском языке «Ут­ро гор». Написали свои социально-бытовые и историко-документальные романы и повести А. Х. Боков, И. М. Базоркин, А. П. Мальсагов и Б. Х. Зязиков. В прозе 1970—80-х годов выделялись сочинения А. А. Ведзижева, С. И. Чахкиева и М.-С. А. Плиева. Философские и гуманистические мотивы присутствуют в лирике Г. А. Гагиева, И. И. Торшхоева, М. С. Вышегурова и А. Т. Хашагульгова[1][⇨].