Индийские боги в античной литературе


Индийские боги в античной литературе. Наибольшее число сведений об Индии у греческих и латинских авторов восходит к историкам похода Александра Великого в Индию и произведению посла в Индию Мегасфена. По их общему мнению, индийцы поклонялись двум основным богам, которых греки называли Гераклом и Дионисом.

Вопросы сопоставления этих сведений с известными из индийских источников представляют собой сложную проблему, до сих пор не имеющую однозначного решения.

По словам Страбона, «рассказы о Геракле и Дионисе Мегасфен с немногими считает достоверными, а большинство остальных, в том числе и Эратосфен, — недостоверными и баснословными, как и предания у эллинов»[1]. Одни историки Александра говорят о Дионисе и Геракле, а другие — вовсе не упоминают о них[2].

Геродот упоминает, что Ниса, где был воспитан Дионис, находилась в Эфиопии, и эфиопы справляют в честь него празднества[3]. Геродот сравнивает чернокожих индов и эфиопов. Позднее отождествление Индии и Эфиопии (иногда также Южной Аравии) приводило к значительной путанице у античных авторов. Ктесий о богах Индии не упоминает.

Ни одно из сочинений историков похода Александра в оригинальном виде не сохранилось, однако их сведения были использованы позднейшими авторами.

Диодор в I книге «Исторической библиотеки» отождествляет Осириса с Дионисом и говорит, что тот основал многие города у индов, один из них назвал Нисой, почему индийцы стали утверждать, что он родом из их земли[4]. В другом месте Диодор подчеркивает, что древнейший Дионис был индом[5]. Некий царь индов Мирран был наказан Дионисом[6]. По Филарху, Дионис впервые привел в Египет из Индии двух быков: Аписа и Осириса[7]. У мифографов второй Дионис именуется сыном Нила и убийцей Нисы[8].